На фоне дефицита новых автомобилей «СберАвто» начал выкупать подержанные машины

Но конкуренты и эксперты скептичны: сейчас это рынок продавца и реализовать машину с пробегом легко и без «Сбера»
Максим Стулов / Ведомости

Автомобильный маркетплейс Сбербанка «СберАвто» запустил проект по выкупу автомобилей с пробегом у физических лиц. Как пояснил «Ведомостям» CEO индустрии Classified Сбербанка, куда входит «СберАвто» Олег Голубцов, в рамках запуска проекта было выкуплено около 50 машин и все они были перепроданы не позднее чем через 4 часа после публикации объявления на маркетплейсе. Пока услуга доступна только для жителей Москвы, выход на федеральный уровень через сеть Сбербанка намечен на 2022 г., добавил он.

«СберАвто» был запущен в апреле 2020 г. как онлайн-сервис по размещению объявлений о продаже новых автомобилей от дилеров и производителей. Комиссии за размещение нет, компания зарабатывает на продаже финансовых и страховых продуктов. По словам Голубцова, сейчас «СберАвто» планово убыточен, выход на положительную EBITDA ожидается в 2024 г. Инвестиционная потребность компании составляет около 1 млрд руб. в год, ежемесячный оборот оценивается во столько же. Всего во второй половине 2021 г. планируется продать около 5000 автомобилей, включая подержанные, сказал Голубцов.

Рынок подержанных машин в России сейчас по-прежнему в основном работает по схеме прямых продаж без посредников, хотя уже несколько лет автодилеры активно пытаются занять значимую часть этого сегмента, в частности, за счет схем выкупа автомобилей с пробегом при продаже новой машины (trade-in). В начале 2021 г. при восстановлении спроса на автомобили после пандемийных ограничений бум затронул и сегмент подержанных машин. По итогам пяти месяцев года было куплено 2,261 млн легковых автомобилей с пробегом, что на 28,3% больше, чем в январе – мае 2020 г., подсчитало агентство «Автостат« (более поздней статистики нет).

Тем не менее доля дилерских центров в сегменте б/у машин в 2021 г. составляет порядка 14,5%, оценил для «Ведомостей» исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. По его словам, эта доля в ближайшее время не будет расти: в стране дефицит автомобилей – как новых, так и с пробегом в приличном состоянии, дистрибуторы не стимулируют trade-in и поэтому сдавать машины по этой схеме покупатели стали меньше. Дефицит новых машин в этом году связан с нехваткой электронных чипов, из-за чего автозаводы вынуждены сокращать выпуск или уходить в простой. Это, в частности, привело к падению продаж новых машин и росту цен.

За последний год около 70% дилеров перестроилось на продажи машин с пробегом, поскольку новых просто нет, говорит директор по развитию CarPrice (проводит аукционы по продаже подержанных автомобилей) Кирилл Иванов. Соответственно, изменилась и структура покупателей у CarPrice: на автодилеров приходится более 60% продаж, тогда как два года назад это было всего 15%, поясняет он.

Судя по словам Голубцова, «СберАвто» также пришел к подержанным машинам от запроса продавцов на trade-in. По статистике, пользователи «СберАвто», которые хотят купить машину, зачастую также хотят продать имеющийся автомобиль, это и стало мотивацией для запуска проекта по выкупу транспортных средств, объясняет топ-менеджер. Сейчас «СберАвто» принимает к выкупу у физлиц машины моложе 10 лет, с пробегом не более 200 000 км и с левым рулем. Сервис предполагает возможность выездной диагностики и оценки машины клиента, также проводится криминалистическая экспертиза. ​​Выкупают автомобиль специалисты сервиса после оценки его состояния и рыночной стоимости.

Но эксперты и участники рынка осторожно оценивают перспективы «СберАвто». Компания выходила на рынок с шаблонной бизнес-моделью, в ней не было ничего нового, говорит независимый эксперт по автопрому Сергей Бургазлиев. Если они действительно готовы выкупать автомобили, а не устраивать аукционы, как CarPrice, то это хороший шаг, считает эксперт. В то же время схема работы мало чем отличается от обычного trade-in в дилерском центре, отмечает он. «Что они могут – нагнать трафик и побыстрее продать автомобиль. Но в нынешней ситуации, когда рынок принадлежит продавцу, актуальность такого проекта под вопросом. Сейчас у людей нет никаких проблем продать машину без Сбербанка», – говорит Бургазлиев.

Рынок автомобилей с пробегом – суперконкурентный и, для того чтобы удержаться на нем, «СберАвто» придется создавать свою школу выкупщиков подержанных машин, считает Иванов. По его оценке, на это может потребоваться не менее полугода при наличии финансирования. Кроме того, нужны площади для хранения выкупленных автомобилей, отмечает топ-менеджер. Представитель «Рольфа» подтверждает его слова, говоря, что автодилер стабильно от месяца к месяцу продает больше автомобилей с пробегом, чем новых.

Ситуация с проектом «СберАвто» сейчас не показательна, поскольку рынок перегрет и напряжение, вызванное дефицитом новых автомобилей, сказывается на вторичном рынке, где также спрос превышает предложение, соглашается с Бургазлиевым представитель ассоциации «Российские автомобильные дилеры». Дилеры не исключение на всем рынке, они также испытывают нехватку автомобилей с пробегом, сказал он «Ведомостям». При этом преимущество дилеров в схеме trade-in достаточно значимо для клиента, который хотел бы упростить процесс продажи старого и покупку нового автомобиля, считает представитель ассоциации.