Цены на Lada в Казахстане оказались ниже российских

Но сэкономить на покупке машины там вряд ли получится
Lada, которые продаются сейчас в Казахстане, были собраны из запасов машинокомплектов, завезенных в республику при более слабом рубле/ Максим Стулов / Ведомости

Программы поддержки спроса на автомобили, сложившийся на рынке дефицит и полумонопольное положение дают «АвтоВАЗу» возможность продавать машины в России дороже, чем в Казахстане, выяснили «Ведомости». Это следует из сопоставления прайс-листов автопроизводителя в двух странах и цен на имеющиеся в автосалонах машины.

В Казахстане Lada Granta с двигателем 1,6 л мощностью 90 л. с., механической коробкой передач в базовом оснащении при пересчете из тенге в рубли обойдется минимум в 635 700 руб., следует из данных на сайте «Лада Казахстан». Цены у дилеров в центральной части соседней страны варьируются в диапазоне от 648 700 до 687 700 руб. Аналогичная Granta в России стоит минимум 678 300 руб. без учета господдержки, говорится на сайте «АвтоВАЗа». В салонах такая машина стоит не менее 724 900 руб., а максимальная цена доходит до 850 060 руб.

Granta – самая популярная машина в России по итогам продаж за 10 месяцев 2022 г., следует из данных Ассоциации европейского бизнеса. Всего за это время было продано 67 355 таких автомобилей, т. е. почти каждая седьмая купленная новая машина в России в этом году – Lada Granta. Доля «АвтоВАЗа» на российском рынке в октябре достигла рекордных 42,3% против 21% годом ранее.

Lada Niva Travel в базовой комплектации обойдется в Казахстане не менее чем в 947 700 руб., тогда как в России – минимум в 998 900 руб., следует из данных прайс-листов «АвтоВАЗа». Классическая Niva Legend по каталогу производителя стоит от 752 700 руб. в Казахстане и не менее 808 900 руб. в нашей стране. Цены на модели Niva в автосалонах начинаются примерно от 900 000 и 1 млн руб. соответственно.

Наибольшая разница в ценах – на Lada Vesta. В Казахстане по каталогу «АвтоВАЗа» стоимость седана с двигателем 1,6 л мощностью 106 л. с. начинается от 856 700 руб., что совпадает с минимальной дилерской ценой. Таких машин в продаже единицы. Рекомендованная цена на такой же автомобиль в России составляет 1,12 млн руб., реальная цена в салонах – 1,6–1,7 млн руб., и их тоже практически нет.

«АвтоВАЗ» после весенне-летних простоев из-за СВО, последовавшего дефицита импортных компонентов и ухода с рынка партнера – Renault так и не возобновил производство Lada Vesta. Глава компании Максим Соколов обещал возобновить выпуск одного из бестселлеров «АвтоВАЗа» летом 2023 г., причем уже на площадке в Тольятти.

Российские программы поддержки спроса – льготный лизинг и автокредиты – возобновили свою работу летом этого года. На них было выделено 20,7 млрд руб. По оценке Минпромторга, эти меры позволят продать в этом году 75 700 машин. В программах участвуют российские автопроизводители, китайский Haval и электромобили Evolute производства липецкого «Моторинвеста». В ноябре Минпромторг пообещал продлить льготное автокредитование и на 2023 г.

Программа льготного автокредитования является одним из эффективных способов повышения доступности машин на рынке, говорит представитель Минпромторга РФ. «Государство имеет возможность контролировать финансово-хозяйственную деятельность «АвтоВАЗа» в том числе через участие в таких органах, как совет директоров. Кроме того, мы находимся в тесном контакте как с производителем, так и с дилерским сообществом», – добавил собеседник.

Казахстан – один из ключевых экспортных рынков для «АвтоВАЗа». Сборка Lada локализована в республике на предприятии «Сарыаркаавтопром» в Костанае. Общий экспорт автомобилей Lada в 2021 г. составил 35 800 автомобилей. Разбивку по странам компания не публикует. Продажи Lada в Казахстане в прошлом году снизились на 46% до 9359 машин, следует из данных Ассоциации казахстанского автобизнеса.

Автомобили Lada, продающиеся в Казахстане, даже в базовой комплектации оснащаются антиблокировочной системой тормозов (ABS) и как минимум одной подушкой безопасности. Эти опции стали недоступны для Lada в России после возобновления производства в июне. Подушки безопасности вернулись в машины «АвтоВАЗа» в конце августа. Поставляла ли компания машинокомплекты для сборки в Казахстан после возобновления производства в России, не ясно.

Lada, которые продаются сейчас в Казахстане, были собраны из запасов машинокомплектов, завезенных в республику при более слабом рубле, пояснил «Ведомостям» источник, близкий к «АвтоВАЗу». Таким образом, при приведении курсов к текущему значению эти машины сейчас там дешевле в сравнении с теми, что выпускаются в Тольятти, пояснил он. Представитель «АвтоВАЗа» на вопросы «Ведомостей» не ответил.

Выпуск так называемых упрощенных автомобилей Lada в России стал возможным после того, как правительство страны в мае из-за резкого осложнения ситуации с импортом автокомпонентов на фоне СВО приостановило действие некоторых положений техрегламента Таможенного союза (ТР ТС 018/2011) в России. Действие самого техрегламента распространяется на весь ЕАЭС (входят Россия, Киргизия, Казахстан, Белоруссия и Армения).

В ноябре аналогичные послабления, допускающие возможность выпуска машин пониженного экологического класса, без ABS и подушек безопасности, вступили в силу и для Казахстана, говорит независимый эксперт по автопрому Олег Алферов.

Цены на автомобили в России во многом складываются на базе цен автокомпонентов, которые выросли ввиду санкционных ограничений и усложнения логистики, поясняет представитель Минпромторга России. На данный момент продукция «АвтоВАЗа» находится в условиях конкурентного рынка, который уже насыщается различными альтернативами отечественных и китайских производителей, что исключает необоснованное завышение уровня цен.

Несмотря на то что Россия и Казахстан – это единая таможенная территория, вывоз произведенных или выпущенных в оборот в республике автомобилей имеет свои нюансы, отмечает управляющий партнер Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. Машинокомплекты для сборки ввозятся в Казахстан по пониженной ставке (по сравнению с базовой, гармонизированной с ВТО, – 15%) ввозной таможенной пошлины, указывает он. Автомобили, собранные из таких комплектов, могут стоить на местном рынке до 30% меньше по сравнению с теми, что были завезены по базовым правилам.

В связи с этим существуют ограничения на вывоз таких автомобилей из страны, продолжает юрист. «Даже купить такой автомобиль россиянину или гражданину другой страны будет практически невозможно, как минимум без посредничества», – отмечает юрист. По словам Алферова, купить Lada в Казахстане и затем поставить ее на учет в России можно, но тогда придется заплатить не только утильсбор (для Lada Granta – 5200 руб.), но и разницу между базовой пошлиной на ввоз и реально действующей для машинокомплектов, которые поставляются для сборки в Казахстан. Сейчас ввозная пошлина для машинокомплектов «АвтоВАЗа» в республику регулируется соглашением между правительством Казахстана и производителем и не превышает 5%, говорит он.

Дефицит автотехники на домашнем рынке и действие госпрограмм поддержки спроса, основным выгодоприобретателем которых и является «АвтоВАЗ», позволяют концерну завышать цены, сказал «Ведомостям» топ-менеджер одного из крупных региональных дилеров марки. Завод был, по сути, доверен иностранцам (основным акционером до мая была французская Renault Group), в результате чего «произошло атрофирование управленческого персонала из России» и теперь нужно время, чтобы восстановить утерянный потенциал, продолжает источник.

Авторынок Казахстана более конкурентен сейчас по сравнению с российским, соглашается автоэксперт Владимир Беспалов. У «АвтоВАЗа» сократились объемы выпуска, а доля постоянных издержек выросла, поэтому приходится поднимать цены, объясняет он. Если компания сможет перезапустить логистику и выйти на заявленные в 2023 г. объемы производства (более 400 000 машин), а параллельный импорт иномарок действительно начнет работать, то цены должны стабилизироваться, надеется Беспалов.

С учетом скидки по программе льготного автокредитования до 20% от стоимости машины цены на Lada в России будут более-менее паритетными в сравнении с ценами в Казахстане, говорит независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. «То есть на деле «АвтоВАЗ» больше зарабатывает в России за счет российских налогоплательщиков», – полагает он.

Контролировать цены на машины призывал президент Владимир Путин на совещании с членами правительства в середине ноября. Тогда он поручил следить, чтобы «под сурдинку сложностей, в том числе с логистикой» никто не поднимал цены на автотехнику необоснованно.