Рынок подержанных автомобилей кризис почти не затронул

Кризис, нанесший сокрушительный удар по авторынку, практически не затронул продажи подержанных автомобилей. Они сократились всего на 10% и вскоре могут восстановиться до прошлогоднего уровня

За шесть месяцев 2009 г. в России было перерегистрировано 1,99 млн легковых и легких коммерческих автомобилей старше двух лет, это всего на 10% меньше прошлогоднего показателя за тот же период, отмечает агентство «Автостат» в представленном вчера обзоре вторичного рынка автомобилей. При этом ввоз подержанных автомобилей в нынешнем году сократился почти в 20 раз – до 3% от общего объема (284 400 легковых автомобилей за первое полугодие 2009 г.). Количество проданных за тот же период новых автомобилей, по данным АЕБ, сократилось на 49%.

Причин того, что продажи машин с пробегом падают гораздо меньше, чем новых, несколько, объясняет гендиректор «Автостата» Сергей Целиков: во-первых, рынок подержанных автомобилей до кризиса увеличивался не так сильно (в 2008 г., по данным «Автостата», перерегистрировано 4,4 млн таких автомобилей – на 24% больше, чем за 2007 г.); во-вторых, доля продаж в кредит в этом сегменте была не так велика (летом 2008 г. она составляла не более 20% в общем объеме продаж против почти 50% новых автомобилей). Кроме того, часть людей, планировавших купить новый автомобиль, из-за ухудшения финансовой ситуации приобрели подержанный, предполагает он.

«Спрос сместился в сторону автомобилей с пробегом», – подтверждает Владимир Якимчук, руководитель направления продаж автомобилей с пробегом компании Musa Motors. Сегодня спрос на подержанные автомобили равен прошлогоднему, говорит руководитель отдела комиссии Major Давид Павлов. Хотя в конце 2008 г. из-за демпинга продавцов новых автомобилей продажи подержанных машин снизились в целом по рынку на 20–30%, к февралю – марту ситуация стабилизировалась, рассказывает он. В итоге за девять месяцев этого года компания Major продала на 35% больше подержанных машин, чем за тот же период прошлого года. Традиционно популярны автомобили С-класса – Mazda 3, Ford Focus, Mitsubishi Lancer – и D-класса – Ford Mondeo, Honda Accord, Mazda 6, рассказывает Павлов.

А с марта – апреля «пошел спрос» и на премиум-сегмент, добавляет он. Подержанные машины премиум-класса продаются не хуже, чем в прошлом году, подтверждает и Игорь Азаров, гендиректор компании «Маркет трейд центр». Его компания управляет торговым центром «Автовэй», среди арендаторов которого много торговцев подержанными иномарками. По мнению Азарова, спрос на люксовые иномарки объясняется выгодными ценами – сейчас годовалые машины премиум-класса продаются с дисконтом примерно 40% к цене их покупки у дилера.

В целом же автосалоны снизили цены на подержанные машины примерно на 20% к уровню прошлого года, оценивает Азаров. Правда, по его наблюдениям, спрос на подержанные машины среднего ценового сегмента сильно просел – многие арендаторы «Автовэя» жалуются на падение продаж, – а вот дешевые авто продаются не хуже, чем раньше.

Как указано в обзоре «Автостата», 40% перерегистрированных в первом полугодии автомобилей – марки Lada, а возраст 57% автомобилей превышает семь лет.

Рынок подержанных автомобилей более гибок, чем первичный, на котором условия диктуют производители. Динамика цен на вторичном рынке с начала кризиса менялась несколько раз, рассказывает Павлов из Major: в IV квартале 2008 г. даже в рублях цены упали в среднем на 15–25%, а в премиальном сегменте – на 30%, затем пошла стабилизация, и к апрелю цены вернулись на прошлогодний уровень. «Сегодня мы наблюдаем даже рост, особенно в сегменте внедорожников и автомобилей D-класса», – сообщил он. Продавцы внимательно следят не только за спросом, но и за ситуацией на первичном рынке, а там как раз закончились продажи автомобилей выпуска 2008 г., на которые были хорошие скидки, а новые автомобили идут по новой, повышенной цене, объясняет специалист. За прошедший год импортные автомобили практически всех марок заметно подорожали из-за плавной девальвации рубля и повышения ввозных пошлин.

Правда, ввоз подержанных машин тоже мог подорожать из-за усложнения процедур: Россельхознадзор ввел с 15 июля обязательный фитосанитарный контроль всех видов транспортных средств при пересечении границы. Однако вчера ведомство совместно с таможенной службой выпустило приказ о прекращении этих проверок, сообщил сотрудник Россельхознадзора. Федеральная антимонопольная служба в августе признала фитосанитарный контроль транспортных средств незаконным.