"Газпром нефть" выкупила у Сбербанка долги владельцев Sibir Energy

Как стало известно «Ведомостям», «Газпром нефть» заняла в Сбербанке около $900 млн и стала кредитором компании Gradison, за которую судятся Шалва Чигиринский и Руслан Байсаров. Обеспечение по долгу – 25,66% Sibir Energy, и срок погашения уже истек
Сбербанк открыл «Газпром нефти» дорогу к Sibir Energy/ М.Стулов

«Газпром нефть»

Нефтяной холдинг. добыча – 46 млн т (2008 г.). Основной акционер – «Газпром» (95,7%). капитализация – $24,4 млрд. финансовые показатели (МСФО, 1-е полугодие 2009 г.): выручка – $9,4 млрд, прибыль – $1,5 млрд, долг – $5,34 млрд.

Sibir Energy

Нефтяной холдинг. добыча – 3,5 млн т (2008 г.). акционеры: группа «Газпром нефть» (около 55%), Bennfield (25,66%), правительство Москвы (около 19,3%). капитализация – $975,4 млн (AIM LSE, 18 февраля 2009 г., с тех пор торгов не было). выручка (UK GAAP, 1-е полугодие 2008 г.) – $1,9 млрд, прибыль – $233,7 млн.

Этой весной «Газпром нефть» выкупила у Сбербанка около $900 млн долга двух совладельцев Sibir Energy – Orton Oil Company (почти $650 млн без учета процентов) и Gradison Consultant ($250 млн), рассказали «Ведомостям» менеджер Сбербанка и источник, близкий к одному из должников.

Эти займы привлекались в 2008 г. под залог 46,65% акций Sibir Energy (ими владела Bennfield Ltd, СП Orton и Gradison). И все права залога, соответственно, перешли к «Газпром нефти», говорит один из собеседников.

Выкупался долг Orton, которой, в свою очередь, была должна Gradison, дисконта не было, уточняет заместитель гендиректора «Газпром нефти» Вадим Яковлев (деньги для Gradison в Сбербанке занимала Orton. – «Ведомости»). «Газпром нефть», по сути, переоформила кредит Сбербанка на себя – как раз на сумму около $900 млн, отмечает Яковлев, но ставки и сроки кредита своей компании не раскрывает. А обеспечение по долгу Gradison перед «Газпром нефтью» – 50% акций Bennfield и 25,66% Sibir Energy (которые сейчас на балансе Bennfield), добавляет Яковлев.

Срок погашения долга Gradison перед «Газпром нефтью» уже истек, по кредиту наступил дефолт, говорит Яковлев. Но что компания предпринимает, чтобы получить деньги или акции, он не рассказывает.

Orton до июня была под контролем предпринимателя Игоря Кесаева; он расплатился с «Газпром нефтью» акциями самой Orton. Были в сделке и деньги, отмечают источники «Ведомостей». Один говорит, что чистая прибыль Кесаева от продажи доли в Sibir Energy была «минимальной», второй – что около $100 млн.

А за права на Gradison в Высоком суде Лондона спорят Шалва Чигиринский и Руслан Байсаров.

Именно пакета Gradison «Газпром нефти» сейчас не хватает для безоговорочного контроля в Sibir Energy (у нее около 55%, см. врез). А для «дочки» «Газпрома» это ценный актив. Ведь уже в этом году Sibir должна помочь «Газпром нефти» сохранить прошлогодние показатели по добыче. Плюс благодаря Sibir она получает эффективный контроль в одном из крупнейших НПЗ России – Московском.

Когда решится вопрос с долей Gradison, Sibir Energy должны поделить два акционера – «Газпром нефть» и правительство Москвы, рассказывал ранее «Ведомостям» столичный чиновник. Причем по планам Москвы «дочка» «Газпрома» поделится частью пакета: у столицы будет 25% (против нынешних 19,3%), у «Газпром нефти» – 75%.

У Чигиринского немало долгов, по которым арестованы его активы, включая личное имущество. Сама Sibir судится с ним и Gradison в Лондоне, требуя вернуть около $400 млн. Еще один кредитор – ВТБ добился решения о возврате 3,2 млрд руб., предварительно наложив арест на девелоперские проекты Чигиринского и его квартиры в Москве, а также другое имущество в России и Франции.

До 1 октября были арестованы и акции Sibir Energy (а также Bennfield), которые причитаются Gradison. Более поздних данных нет: стороны и суд их не раскрывают. Хотя в одном из промежуточных решений суда (вынесено в июле) говорилось, что Чигиринский продолжит переговоры с «Газпромом» с целью реализации акций Gradison «в кратчайшие разумные сроки на лучших возможных условиях». Выходит, переговоры уже были и арест – не помеха возможной сделке.

Вчера получить комментарии Чигиринского не удалось. Партнер британской юрфирмы Lovells (представляет интересы Чигиринского в суде Лондона) Кристофер Грисон оставил вопросы «Ведомостей» без ответа.

Байсаров, бывший представитель Orton (когда та была у Кесаева) и представитель Сбербанка от комментариев отказались.