"АвтоВАЗ" возвращается на 40-часовую рабочую неделю

В последний месяц года «АвтоВАЗ» собирается выпустить более 32 000 автомобилей, работая все 40 часов в неделю. Но сокращенная неделя может вернуться уже в начале 2010 г.
О.Антонов

Со вчерашнего дня на заводе отменена 20-часовая рабочая неделя, сообщила пресс-служба «АвтоВАЗа». До конца года завод планирует выпустить 32 302 авто (в декабре 2008 г. с конвейера сошло 58 729 машин).

ОАО «АвтоВАЗ»

Автоконцерн. акционеры (голосующие акции) – «Тройка диалог» (24,82%), «Ростехнологии» (25,1%), Renault (25%). капитализация – $749 млн (ММВБ, 1 декабря). финансовые показатели (МСФО, 1-е полугодие 2009 г.): выручка – 53,1 млрд руб., pубыток – 19,4 млрд руб.

Сокращенная рабочая неделя без компенсации простоя была введена с 1 сентября, после августовской остановки конвейера (стоял с 3 августа). В таком режиме завод планировал работать до 28 февраля. Такой график позволял «АвтоВАЗу» сэкономить примерно 8 млрд руб. на зарплатах. Выплаты рабочим фактическая сократились на 50%, в среднем до 8000 руб., говорил ранее председатель заводского профсоюза Николай Карагин. Но в октябре руководство завода под давлением профсоюза решило вернуться к полной неделе уже с декабря в «целях поддержания <...> доходов работников предприятия на приемлемом уровне» (цитата по пресс-релизу).

В декабре Lada Kalina будут выпускать пять дней в неделю, а для производства Lada 4 х 4 и Lada Priora введут и рабочие субботы, сообщает пресс-служба автозавода. С 21 по 25 декабря производство Lada Priora переведут на двухсменный график с понедельника по пятницу. Мелкосерийная сборка пятидверных Lada Niva, Lada 112 Coupe и Lada Kalina Sport пойдет в две смены в течение шести рабочих дней. Сотрудники пресс-службы отказались сообщить, сколько людей занято в производстве этих моделей.

Основная часть коллектива получит по итогам декабря полноценную зарплату, а остальным за вынужденный простой выплатят компенсацию в размере 2/3 средней зарплаты, сообщает пресс-служба завода, не называя конкретных цифр. Реальные зарплаты сократятся на 15% от докризисного уровня (средняя – 16 000 руб.), примерно до 13 000–14 000 руб., подсчитал аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.

С учетом уже принятых мер (остановки конвейера в январе и августе, сокращенной рабочей недели в сентябре – ноябре) «АвтоВАЗ» сэкономит на зарплатах вдвое меньше запланированного – только 4 млрд руб., надо выплачивать компенсации сокращаемым работникам, говорит Беспалов. В начале 2010 г., по словам президента «АвтоВАЗа» Игоря Комарова (см. интервью на стр. А5), на заводе останется 71 000 человек. Уйдут на пенсию около 5000 человек, еще около 15 000 переведут в дочерние предприятия – ООО «АвтоВАЗ перспектива» и ООО «Реформинг центр». Переводить рабочих в «дочки» уже начали, а на середину ноября на заводе работало примерно 92 000 человек, говорит сотрудник пресс-службы «АвтоВАЗа».

В 2008 г. содержание персонала (104 000 человек) обошлось «АвтоВАЗу» в 26,6 млрд руб. При сокращении персонала на треть на содержание работников в следующем году завод потратит лишь 19 млрд руб., говорит Беспалов.

Вводить полную рабочую неделю при сегодняшних уровнях продаж и производства (см. диаграмму) заводу рано, считает Беспалов. Топ-менеджеры рассчитывали на 7–10%-ный рост продаж к декабрю, но этого не произошло, отмечает ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. «АвтоВАЗ» еще не обнародовал данных за ноябрь, а, по сведениям источников «Интерфакса», в ноябре было продано всего 26 000 Lada – на 7,8% меньше, чем в октябре.

В декабре завод может работать на склад с учетом новогодних праздников, но надеяться на существенный рост продаж в январе не стоит, полагает Беспалов. Остатки Lada у дилеров и на складах – не менее 56 700 авто с учетом того, что на начало сентября их было, по свидетельству Комарова, 58 000.

При низких продажах уже в январе – феврале завод вновь может вернуться к сокращенному режиму работы, продолжает Беспалов, а увеличить продажи на 10% он может только по итогам I квартала за счет введения комиссии на утилизацию старых авто.