ВТБ выходит из проекта Бондарчука и Эрнста, но оставляет им деньги

Как стало известно «Ведомостям», проект крупнейшей в России киностудии – «Главкино» – потерял одного из учредителей. Компанию миллиардера Николая Цветкова, режиссера Федора Бондарчука и гендиректора «Первого канала» Константина Эрнста покидает ВТБ, который тем не менее продолжит финансировать проект, на который уже выделил $12 млн

Студия запланирована с большим размахом: ее общая площадь составит 33 000 кв. м, из них около 15 000 кв. м – съемочные павильоны, остальное – административные здания. «Главкино» может стать крупнейшей студией в стране. По данным Movie Research, сейчас самая большая площадь павильонов – у Russian World Studios (RWS), которая входит в АФК «Система» (10 700 кв. м), и у «Мосфильма» (10 362 кв. м); у «Амедиа» – 6500 кв. м (впрочем, гендиректор «Амедиа» Александр Акопов утверждает, что площадь его студии – 18 000 кв. м).

В конце прошлого года ВТБ передал свою долю в «Главкино» «физическому лицу», рассказал источник в банке; это был непрофильный проект, объяснил он. «Выход банка из состава учредителей принципиально ничего не меняет, – утверждает гендиректор «Главкино» Илья Бачурин. – Государство все равно останется совладельцем проекта, вместо ВТБ новым акционером спустя какое-то время станет другая структура, близкая к государству».

Инициатором проекта «Главкино» стал два года назад режиссер Бондарчук. Ему удалось заинтересовать этой идеей владельца банка «Уралсиб» Николая Цветкова. Банкир внес в ООО «Главкино» 10 га земли в подмосковной деревне Глухово Красногорского района (между Новорижским и Ильинским шоссе), которую гендиректор группы «Земер» Илья Терентьев оценивает в $40 млн. Киностудия, считает Терентьев, должна стать «центром притяжения», вокруг которого могут появиться жилье, гостиницы и т. п. «Цветков отдал кусок своей самой дорогой земли, от которой не получит немедленных дивидендов, потому что ему очень интересен кинобизнес», – объяснил Бачурин. Другим совладельцем стал ВТБ, который взялся финансировать проект.

«Главкино» не раскрывает структуру капитала. По данным ЕГРЮЛ, на 10 марта 2009 г. «ВТБ управление проектами» владела 25% плюс 1 доля, структуры Цветкова (ООО «Сьерра маэстро» и ООО «Балтия икс») – 25%, Андрей Иваницкий – 25%, Бондарчук – 11%, Бачурин – 5%, гендиректор Art Pictures Дмитрий Рудовский – 9%. Рудовский в конце 2009 г. передал свой пакет гендиректору «Первого» Эрнсту.

Выйдя из проекта, ВТБ не отказывается от его финансирования. Банк уже выдал в 2008 г. небольшую сумму на разработку проекта, а осенью прошлого года одобрил кредитную линию на $12 млн, рассказал «Ведомостям» источник в «Главкино». Представитель ВТБ Вадим Суховерхов подтвердил, что банк кредитует студию, но раскрывать подробности отказался. Источник в банке говорит, что названная сумма верна.

По словам Бачурина, строительство «Главкино» начнется в марте. До середины года компания будет вести на участке подготовительные работы (прокладывать коммуникации и т. п.). Ввод студии в эксплуатацию запланирован на декабрь 2011 г., сообщил Бачурин. Кредит, открытый ВТБ, покрывает лишь часть стоимости проекта.

По словам Бондарчука, первая очередь (строительство павильонов) обойдется в $90 млн, о выделении этой суммы с ВТБ есть «принципиальная договоренность». Представитель ВТБ это не комментирует.

Участников рынка такой размах (получается, что метр павильона обойдется в $6000) удивляет. Гендиректор RWS Юрий Сапронов говорит, что ему трудно оценивать проект «Главкино», поскольку съемочные павильоны могут быть построены по разным технологиям, но RWS инвестировала в строительство своей студии около $10 млн (если поделить, получается около $1000 за 1 кв. м). «Амедиа», по словам Акопова, потратила на студию $30 млн (выходит около $1700 за 1 кв. м).

Бачурин рассказывает, что срок окупаемости «Главкино» – 10 лет с момента начала финансирования, т. е. с 2008 г. До 80% площадей студии будет занято производством сериалов, предполагает Бондарчук. По оценке RFilms, в 2008 г. сериалы принесли российским студиям (на аренде площадей и техники) около $106 млн. «В России сейчас немало студий, но спрос на них постоянно растет и станет еще больше после перехода на цифровое телевидение, – указывает Сапронов, – когда в эфире появятся сотни каналов, а не десятки, как сейчас, и всем им понадобится контент, поэтому мы сами намерены построить еще одну очередь студии в Санкт-Петербурге».