«АвтоВАЗ» хочет наращивать продажи за счет более дорогих автомобилей

«АвтоВАЗ» и через 10 лет собирается остаться лидером в бюджетном сегменте автомобильного рынка. Но наращивать продажи он намерен за счет более дорогих машин – на них придется почти половина производства автомобилей под брендом Lada

«АвтоВАЗ»

Автоконцерн. Акционеры (голосующие акции) – «Тройка диалог» (24,82%), «Ростехнологии» (25,1%), Renault (25%). Капитализация – $898 млн (РТС). Продажи – 349 490 автомобилей (2009 г.). Финансовые показатели (МСФО, 1-е полугодие 2009 г.): выручка – 53,1 млрд руб., чистый убыток – 19,4 млрд руб.

В 2020 г. «АвтоВАЗ» намерен остаться лидером в сегменте ультрабюджетных автомобилей ценой до 250 000 руб., говорится в бизнес-плане компании (фрагменты презентации есть у «Ведомостей», см. www.vedomosti.ru). При этом и через 10 лет объем традиционных для «АвтоВАЗа» сегментов будет немногим больше сегодняшнего уровня: в 2010 г. предприятие намерено продать 446 000 машин. В 2020 г. на Priora и Lada 4x4 нового поколения, а также ультрабюджетный автомобиль на базе Kalina, который к 2014 г. заменит «классику», «Самару» и Kalina, будет приходиться 575 000 автомобилей, указывается в презентации.

Компания намерена удерживать свои позиции в сегментах B и C за счет ультрабюджетного автомобиля и Priora: в 2020 г. доля «АвтоВАЗа» в этих сегментах должна составлять 32% и 29% соответственно. При этом в сегменте С-класса компания намерена вести себя более агрессивно. В дополнение к Priora в 2015 г. предполагается поставить на конвейер еще один автомобиль. Каким он будет, решится в течение этого года, говорится в презентации. В качестве вариантов рассматривается как машина на собственной платформе под условным названием ВАЗ-2116 (концепт-кар впервые был продемонстрирован публике в 2005 г.), так и автомобиль на платформе B0 от Renault.

Всего в 2020 г. предполагается продать 1,24 млн автомобилей. Рост будет происходить за счет завоевания новых для компании сегментов. «АвтоВАЗ» предполагает продать 451 000 таких автомобилей, собранных под брендом Lada. Еще 210 000 будут приходиться на машины под брендами партнеров – Renault и Nissan. Наращивать долю компания намерена в четырех сегментах, в первую очередь MPV (конкуренты – Ford Fusion, Nissan Note, Opel Meriva) и CDV (Fiat Doblo, Peugeot Partner). Главным преимуществом автомобиля R90 в сегменте MPV станет низкая цена, а F90 в сегменте CDV – «низкий уровень проникновения автомобилей этого сегмента и наличие у «АвтоВАЗа» сильной базы корпоративных клиентов», говорится в презентации.

Компания намерена выпускать три модели кроссоверов, из них один – на платформе 4x4 (ранее известная как «Нива»), остальные – на платформе B0. Популярность этих машин будет обеспечена нынешним позитивным имиджем Lada 4x4, считает «АвтоВАЗ».

Компания планирует, что почти все ее автомобили в своих классах будут дешевле конкурентов. Например, цена ультрабюджетной Kalina составит около 250 000 руб. по сравнению с 300 000 руб. за Renault Logan, новая Priora будет стоить немногим более 300 000 руб. по сравнению с 500 000 руб. за Ford Focus, а универсал R90 обойдется менее чем в 400 000 руб. по сравнению с Ford Fusion по цене около 500 000 руб. и еще более дорогого Nissan Note за 550 000 руб. Предполагается также, что все автомобили «АвтоВАЗа» будут дешевле машин Renault и тем более Nissan.

Из новых автомобилей наибольшим спросом, по прогнозам «АвтоВАЗа», будет пользоваться седан С-класса (160 000 автомобилей), хетчбэк B-класса (91 000) и кроссовер B-класса (65 000).

Показателей 2020 г. планируется достигнуть еще раньше – в 2017 г. Предполагается, что 121 000 автомобилей «АвтоВАЗа», или 9,8% от всего объема продаж, будут поставляться на экспорт. По сути, «АвтоВАЗ» хочет и остаться лидером в нынешнем сегменте, и одновременно завоевать долю в других секторах. Это логично, поскольку компании нужно наращивать рентабельность, отмечает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Однако «АвтоВАЗ» хочет и в новых сегментах предлагать автомобили дешевле конкурентов, т. е. компании будет очень непросто достичь высокой рентабельности, предостерегает она.

Нарисованная «АвтоВАЗом» картина своего будущего чересчур оптимистична – компания, например, рассчитывает, что уже в 2010 г. российский авторынок вырастет на 300 000 машин до 1,8 млн штук, указывает гендиректор «Автостата» Сергей Целиков. У «АвтоВАЗа» сейчас основная цель – получить у государства 28 млрд руб. на реструктуризацию долгов, а для этого ему нужно создать и согласовать с правительством и банками бизнес-план, напоминает он. Предсказать же поведение рынка в течение 10 лет практически невозможно, поэтому этот план наверняка будет много раз меняться, считает Целиков.

Директор по внешним связям «АвтоВАЗа» Игорь Буренков до окончательного согласования бизнес-плана с министерствами и банками-кредиторами от комментариев отказался.