Статья опубликована в № 2808 от 11.03.2011 под заголовком: Русский дисконт

Boeing продал «Аэрофлоту» самолеты за полцены

Восемь Boeing 777, о покупке которых «Аэрофлот» договорился позавчера, обойдутся ему почти вдвое дешевле каталожной цены. Обычно скидка не превышает 20–30%, удивлены эксперты
Bloomberg
«Аэрофлот»

Авиакомпания. В 2010 г. перевез 11,3 млн пассажиров. Основной акционер – государство (51,17%). Капитализация – 81,9 млрд руб. Финансовые показатели (МСФО, 9 месяцев 2010 г.): выручка – $1,31 млрд, прибыль – $263,4 млн.

О заключении сделки на поставку восьми дальнемагистральных широкофюзеляжных самолетов Boeing 777 и опциона еще на восемь аналогичных машин «Аэрофлот» и российское представительство Boeing рассказали позавчера, не раскрыв цену сделки. Президент Boeing в России Сергей Кравченко лишь сказал, что она не выше каталожной цены – $2,17 млрд. Вчера цену опубликовал «Аэрофлот» в разделе существенных фактов на своем сайте. К концу рабочего дня компания удалила эту информацию с сайта, однако она осталась в лентах раскрытия информации: «Ведомости» нашли сообщение в системах «СПАРК-Интерфакс» и «АЗИПИ-информ».

«Аэрофлот» купил два Boeing 777-200ER (вместимость – 301–400 пассажиров в зависимости от компоновки, максимальная дальность полета – 14 310 км) с правом конвертации их в Boeing 777-200LR (с максимальной дальностью полета, увеличенной до 17 370 км) или Boeing 777-300ER (вместимость – 365–451 человек, дальность – 14 690 км), а также шесть Boeing 777-300ER. Самолеты будут поставляться с IV квартала 2012 г. по II квартал 2016 г. Максимальная стоимость сделки – $1,156 млрд, указывается в документе. То есть «Аэрофлоту», который стал первым покупателем на территории России новых самолетов этого типа, они обошлись на 46,7% дешевле каталожной цены.

Это неправдоподобно большая скидка – обычно она не превышает 20–30% от каталожной цены, даже во время кризиса Boeing не намного увеличивала скидки, предпочтя снизить объемы производства, отмечает руководитель аналитической службы «Авиапорта» Олег Пантелеев. Такой же уровень скидок называет обычным сотрудник одной из компаний Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Другой ее сотрудник говорит, что авиастроители могут давать и 40% скидки, но 50% – очень редкое явление.

Почему такая большая скидка? Источник, близкий к одной из сторон сделки, указывает на два обстоятельства.

Во-первых, Boeing могла рассчитывать избежать штрафов за задержку поставки Boeing 787 Dreamliner. «Аэрофлот» договорился о покупке 22 этих самолетов, однако их поставки задерживаются больше чем на два года. Осенью финансовый директор авиаперевозчика Шамиль Курмашов пригрозил Boeing штрафом в $100 млн – он может быть выставлен в момент поставки самолетов в 2014 г.

Во-вторых, Boeing может рассчитывать потеснить Airbus – крупнейшего поставщика «Аэрофлота» (около 70% всех самолетов перевозчика составляют закупленные в последние несколько лет машины европейского производства). У Boeing, напоминает собеседник «Ведомостей», хороший лоббист – глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов. Осенью 2010 г. «Ростехнологии» заявили о закупке 50 Boeing 737 для авиакомпаний, которые предполагается присоединить к «Аэрофлоту»; входящая в госкорпорацию «ВСМПО-ависма» является партнером Boeing.

Представители Boeing, «Аэрофлота» и ОАК от комментариев отказались, с представителями Airbus и «Ростехнологий» связаться не удалось.

Выбор редактора
Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать