Статья опубликована в № 2902 от 26.07.2011 под заголовком: ГАЗ сбросит балласт

Как Дерипаска будет развивать автокомпонентный бизнес

Группа ГАЗ придумала, как к 2015 г. удвоить выручку от автокомпонентного бизнеса и повысить его доходность. Часть производств будет продана, а клиентами оставшихся будут конкуренты ГАЗа и даже РЖД и коммунальщики
С.Портер
Детали реорганизации

Самостоятельно группа ГАЗ будет производить мосты, оси, штамповки, рамы, подвески, чугунное литье, кузнечную продукцию. В СП планируется вывести следующие производства: колеса, рессоры, выхлопные системы, крепеж, штампы и пресс-формы. А производства к продаже – сцепления, рулевая система, тормозная система, топливная система и цветное литье.

Группа ГАЗ

Машиностроительный холдинг. Акционеры: «Русские машины» Олега Дерипаски (61,05% обыкновенных акций), 100%-ные «дочки» ГАЗа – автозавод «Урал» (8,86%) и «ГАЗ-резерв» (7,29%). Прибыль (МСФО, 2010 г.) – 2,1 млрд руб. Выручка – 91,7 млрд руб.; план по выручке на 2011 г. – минимум 110 млрд руб. (как заявлял в начале июля первый вице-президент ГАЗа Евгений Белинин).

У группы ГАЗ новая стратегия развития автокомпонентного бизнеса, выручка от которого должна составить в этом году 22 млрд руб., около 20% суммарных оборотов группы (у «Ведомостей» есть копия майской презентации ГАЗа с основными пунктами стратегии).

По новому плану все производства автокомпонентов ГАЗ разделит на три части. Те, что дают сейчас около 40% выручки (производство мостов, чугунного литья и т. д.), ГАЗ будет развивать самостоятельно. Вторую часть (производство колес, выхлопных систем и т. д., около 50% оборота) планируется развивать с партнерами. А оставшееся (например, производство сцеплений, тормозной и топливной систем, примерно 10% выручки сегмента) группа намерена продать при наличии предложений со стороны внешних инвесторов – позиции ГАЗа в этих направлениях слабые, а привлекательность продаж достаточно низкая. Планы описаны в презентации, а доли трех сегментов в выручке группы «Ведомостям» уточнил ее представитель.

В первом сегменте (который планируется развивать самостоятельно) позиции группы достаточно сильны, отмечается в презентации, а спрос на подобные комплектующие высокий. Например, на российском рынке чугунного литья, емкость которого составила в прошлом году 58,5 млрд руб., примерно 250 игроков, доля ГАЗа – 6%. Литье поставляется не только предприятиям ГАЗа, но и РЖД, «Соллерсу», а также «Кнорр Бремзе – Кама» (СП «Камаза» и немецкой Knorr Bremse, выпускает тормозные системы). В числе потенциальных покупателей чугунного литья– производители автокомпонентов TRW и Valeo, General Motors и Volkswagen (в следующем году ГАЗ начнет сборку их автомобилей).

Второй сегмент (куда будут привлекаться партнеры) еще больше ориентирован на широкий круг клиентов. В конце года начнется выпуск выхлопных систем с голландской Bosal, есть меморандум о создании СП со шведской Bulten, рассказал «Ведомостям» директор дивизиона «Автокомпоненты» ГАЗа Кирилл Эпштейн. По его словам, СП будут работать на площадке ГАЗа, до 50% выручки они будут получать от сторонних заказчиков.

Автокомпонентный дивизион будет наравне с другими участвовать в конкурсах на поставку комплектующих для «Газели» следующего поколения, обещает Эпштейн: это будет стимулировать снижение себестоимости и рост качества продукции.

К 2015 г., по расчетам ГАЗа, емкость автокомпонентного рынка России вырастет в 1,7 раза до $74,7 млрд. А выручка группы на этом рынке увеличится почти вдвое к уровню 2011 г., отмечает Эпштейн (прогноз по общей выручке ГАЗ не раскрывает, «консервативная» оценка аналитика «ВТБ капитала» Владимира Беспалова – 194 млрд руб.).

В мировом автопроме компонентный бизнес был выделен к концу прошлого века – это позволило автопроизводителям снизить инвестиционную нагрузку и сократить себестоимость, отмечает директор российского офиса A.T. Kearney Евгений Богданов. Главное, что сохранили у себя автопроизводители, – выпуск двигателей, коробок передач и крупной штамповки, а на аутсорсинг ушло производство комплектующих, которые могут устанавливаться на машины нескольких автопроизводителей.

Впрочем, ГАЗ не планирует выделять в независимую структуру те сегменты, которые намерен развивать: это не дает группе преимуществ, объясняет Эпштейн, а работать со сторонними заказчиками можно и сейчас.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать