«Сумма» построит нефтяной терминал в Роттердаме

Конкурс на строительство нефтяного терминала в порту Роттердам выиграла группа «Сумма» Зиявудина Магомедова
Bloomberg

Объем инвестиций и детали своей заявки «Сумма» не раскрывает. Инвестиции в TEW составят $300–350 млн, оценивает управляющий активами БКС Николай Солабуто. Они могут приближаться к $1 млрд, сообщал Reuters со ссылкой на источники, знакомые с планами «Суммы».

Не одна нефть. 430

млн т. составил грузооборот порта Роттердам в 2010 г.

100

млн т. из них составила нефть

Сегодня будет подписано соглашение между администрацией порта Роттердам, группой «Сумма» и VTTI, «дочкой» голландского нефтетрейдера Vitol, о развитии и оперировании нефтеналивного терминала Tank Terminal Europoort West (TEW), рассказали «Ведомостям» два источника, близкие к «Сумме» и порту Роттердам, а также российский чиновник. Представитель «Суммы» это подтвердил. Получить комментарии Vitol не удалось. Представитель порта Роттердам заявил, что сегодня руководство порта объявит победителя конкурса и подпишет с ним соглашения, но победителя не назвал, как и участников конкурса.

Среди них кроме «Суммы» была еще одна российская компания – Global Ports. Она подала заявку в консорциуме с трейдером Vopak, своим партнером по нефтеналивному терминалу VEOS в Эстонии. Представитель Global Ports подробности своей заявки не раскрыл.

По замыслу руковод­ства порта Роттердам TEW станет хабом для перевалки нефти и нефтепродуктов. Он сможет принимать супертанкеры дед­вейтом до 300 000 т и будет состоять из двух частей (площадью 45 и 10 га) по обе стороны от трубопровода, который также предстоит построить победителю, говорится в материалах порта.

Ради победы в конкурсе группа весной купила компанию с опытом строительства в порту Роттердам, рассказывали источники, близкие к «Сумме». Входящая в группу «Стройновация» приобрела 61% чешской OKZ Holding. В релизе о ее покупке «Сумма» отмечала, что OKZ Holding будет бороться за подряды на строительство терминалов по всей Европе. Правда, будет ли OKZ участвовать в строительстве TEW, представитель «Суммы» не говорит.

Объем перевалки TEW может составить до 70 млн т в год, полагает гендиректор Infranews Алексей Безбородов, что позволит заметно увеличить перевалку нефти через Роттердам (см. врез). «Сумма» и Vitol, запустив TEW, смогут направить нефть, которая переваливается через небольшие терминалы в Северном море, на себя», – добавляет Безбородов.

«Поскольку почти вся нефть из Приморского торгового порта (ПТП, контролируется «Суммой» и «Транснефтью») идет в Роттердам, то строительство нефтеналивного терминала представляется экономически оправданным», – отмечает Солабуто: при перевозке экспортируемой нефти «Сумма» сможет заработать не только на погрузке в ПТП, но и на разгрузке нефти для европейских потребителей.

Большую часть этой нефти экспортирует Gunvor, отмечает Безбородов, но для «Суммы» она менее удобный партнер, чем Vitol, которая уже построила два терминала в Роттердаме и управляет ими.