«Детский мир» поменял гендиректора и стратегию

«Детский мир», который давно не выбирается из убытков, поменял гендиректора и стратегию: товаров в сети должно стать примерно вдвое меньше, а продаваться они должны примерно на 30% быстрее

Совет директоров сети «Детский мир» утвердил новую стратегию на пять лет, рассказал «Ведомостям» исполнительный вице-президент АФК «Система» (основной акционер «Детского мира») Георгий Кравченко. Амбиции такие: удвоение числа магазинов (сейчас их 134), рост выручки вдвое (в прошлом году – 20 млрд руб.), выход на рентабельность по EBITDA в 10% и рост стоимости бизнеса в пять раз. Эти задачи предстоит решить новому гендиректору сети Геннадию Левкину – он перешел в компанию в июне из «Спортмастера», где работал директором розничного дивизиона.

Сеть терпит убытки с 2007 г., рассказывает Левкин. Сначала компания объясняла их высокими темпами развития: в 2005–2008 гг. она открывала больше 30 магазинов в год. В 2009 г. убытки достигли 3,2 млрд руб. при выручке в 18,5 млрд руб. Ритейлера тянул на дно огромный долг – 7,9 млрд руб. при отрицательной OIBDA в 1,65 млрд руб. в 2009 г. В 2009–2010 гг. сеть почти не открывала новых магазинов, снизила долг до 3,7 млрд руб., продав 25% своих акций Сбербанку за 3,4 млрд руб., и даже получила в 2010 г. небольшую прибыль. Но в первом полугодии 2011 г. у «Детского мира» снова чистый убыток в 870 млн руб. при выручке 9,2 млрд руб.

«Одна из стратегических целей – повышение оборачиваемости товара: как минимум, на 30%. Сейчас она очень низкая из-за больших товарных остатков и перегруженности магазинов», – говорит Левкин. Раньше, по его словам, объем остатков по сезонным товарам доходил до 40%, в октябре этого года у сети рекордный показатель – всего 6% по коллекции весна – лето.

Для ускорения торговли Левкин намерен сделать несколько вещей. Сократить ассортимент с 80 000 товарных позиций до 45 000. Это позволит увеличить объем заказов по каждой позиции, максимально перейти на прямые контракты с производителями и рассчитывать на серьезные скидки, объясняет он. «Детский мир» хочет также увеличить долю товаров под собственными торговыми марками с нынешних 12 до 20% в 2012 г. и до 25% в 2013 г.

Улучшить логистику. «Сейчас товар возится по морю, а по железной дороге получается на 10 дней быстрее», – объясняет Левкин.

Запустить новую концепцию магазинов c новым зонированием товара, которая, надеется Левкин, позволит увеличить продажи с квадратного метра со 107 000 руб. в 2011 г. до 130 000 руб. На декабрь запланировано открытие 11 таких магазинов.

«Детский мир» – аутсайдер по эффективности среди крупных ритейлеров и это во многом связано с проблемами в управлении, говорит директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «Сокращение ассортимента, увеличение доли собственной торговой марки, система планирования – это логичные и последовательные шаги для повышения рентабельности», – соглашается он. Но, по словам Бурмистрова, перейти на прямые поставки вряд ли удастся полностью, как и перевести доставку на железнодорожный транспорт: «При том, в каком состоянии находится сейчас железная дорога, такой шаг – настоящая авантюра».