«Домодедово» может остаться без полосы

Первый вице-премьер Игорь Шувалов вносит посильную лепту в предпродажную подготовку «Домодедово». Как стало известно «Ведомостям», он может заблокировать проект строительства третьей взлетно-посадочной полосы в аэропорту, который уже одобрили Главгосэкспертиза и Минтранс
А.Махонин/ Ведомости

Завтра Goldman Sachs завершит прием заявок на покупку активов «Домодедово». Его владельцы хотят получить не менее $4 млрд, рассказывали «Ведомостям» сотрудники компаний – претендентов на аэропорт. Но получить максимальную цену им может помешать Шувалов. В феврале первый вице-премьер вновь инициировал обсуждение вопроса о необходимости строительства третьей взлетно-посадочной полосы (ВПП) в «Домодедово», рассказали «Ведомостям» два топ-менеджера московских аэропортов и близкий к правительству источник. Шувалов запросил профильные министерства и ведомства, а также участников рынка, стоит ли строить в аэропорту еще одну ВПП, говорят они. Менеджеры «Внуково» и «Шереметьево» ответили, что делать этого не стоит, указывают два собеседника «Ведомостей». К такому же выводу склоняются и в аппарате самого Шувалова, говорит близкий к правительству источник. Нет смысла повышать капитализацию продаваемого объекта за счет бюджета, объясняет он. Итоговое решение должно быть принято весной этого года, говорят собеседники «Ведомостей».

Год назад казалось, что «Домодедово» проиграло борьбу за строительство третьей ВПП, после того как в марте премьер-министр Владимир Путин поручил построить ее в «Шереметьево». Правда, тогда же он рекомендовал Минтрансу рассмотреть вопрос строительства новой полосы и в «Домодедово» в перспективе. Летом Минтранс одобрил проект. А в январе положительное заключение выдала и Главгосэкспертиза.

Строительство новой ВПП в «Домодедово» обойдется бюджету, по оценке менеджмента аэропорта, в 20 млрд руб. 100 млн руб. уже потрачено на подготовительные работы. «Все необходимые документы и разрешения уже получены», – заверяет представитель «Домодедово». «Мы ожидаем, что Росавиация озвучит свое заключение 7 марта, а в мае-июне будет объявлен конкурс на выбор генподрядчика», – добавляет он. Представитель Росавиации вчера это прокомментировать не смог. Представитель Минтранса говорит, что министерства и подчиненные ему ведомства проект поддерживают. Отказ от строительства ВПП понизит пропускную способность «Домодедово» (см. врез). Проект готов, «в ближайшей перспективе начнется его реализация», уверяет представитель Минтранса.

Топ-менеджер одного из московских аэропортов добавляет, что «острой необходимости в таком строительстве нет». В трех московских аэропортах есть шесть ВПП, седьмая строится в «Шереметьево». Три аэропорта обслуживают порядка 60 млн пассажиров в год, сколько и аэропорт Гонконга с двумя полосами, подчеркивает собеседник. «При имеющейся наземной инфраструктуре три московских аэропорта могут увеличить пропускную способность в 3 раза, – говорит он. – Но 150 млн пассажиров – предел по «воздуху» (максимальное количество пассажиров, которое могут обслужить диспетчерские службы Московской авиационной зоны. – «Ведомости»)».

Представитель аппарата Шувалова от комментариев отказался.

Инициатива Шувалова на руку претендентам на «Домодедово». Один из них говорит, что участникам переговоров известно о возможности отказа от строительства третьей ВПП. В этом случае, сказал он, стоимость актива резко снижается – он может быть оценен не более чем в $2,5 млрд. Кроме того, «Домодедово» может лишиться 1-го места по количеству обслуженных пассажиров, опасается он. «Отказ от строительства третьей полосы в «Домодедово» существенно ограничит перспективы роста и развития аэропорта», – соглашается источник, близкий к другому претенденту на актив. Это общее мнение нескольких потенциальных покупателей, добавляет он.

Основными претендентами на «Домодедово» считаются группа «Сумма», структуры Алишера Усманова (его представители это опровергают) и А1 (структура «Альфа-групп»). До новости о возможной заморозке проекта ВПП они обсуждали цену за 100% «Домодедово» в $3–3,5 млрд, говорили источники «Ведомостей». Никто из претендентов пока окончательных предложений не подал, знает источник в одном из них.