A. T. Kearney: российский ритейл все меньше привлекает иностранных инвесторов

В рейтинге The 2012 Global Retail Development Index Россия опустилась на 26-е место, хотя всего три года назад занимала вторую строчку
Д. Гришкин/ Ведомости

Привлекательность российского розничного рынка в глазах иностранных инвесторов снижается, считает консалтинговая компания A. T. Kearney. Россия в ее рейтинге наиболее перспективных стран для инвестиций в розничную торговлю (The 2012 Global Retail Development Index) опустилась на 26-е место, уступив Бразилии, Индии, Китаю, Грузии, а также Шри-Ланке, Ботсване и Панаме. В 2011 г. Россия впервые покинула первую десятку наиболее привлекательных для вложения в розницу стран, заняв 14-е место в рейтинге. Еще в 2009 г. российский рынок, по оценке A. T. Kearney, занимал вторую строчку.

«Российский рынок определенно больше не является рынком зарождающихся возможностей, он, скорее, входит в ту фазу, когда его необходимо будет сравнивать с более развитыми странами в Европе», - объясняет один из соавторов исследования, управляющий партнер московского офиса A. T. Kearney Пер Хонг. Рынок прошел этап становления и сейчас находится в более зрелой фазе развития, пишет эксперт.

Впрочем, считает Хонг, перспективы роста и фундаментальные показатели рынка вполне благоприятны, ведущие российские игроки (Х5 Retail Group, «О'кей» и «Магнит») увеличивают выручку больше чем на 30% ежегодно. Кроме того, добавляет он, международных ритейлеров может привлечь то, что в отличие от западных потребителей российские не начали экономить и тяготеют к брендам класса люкс и премиум.

Попытки двух крупнейших мировых ритейлеров - Walmart и Carrefour - выйти в Россию пока не увенчались успехом. В феврале 2010 г. французы, открывшие два магазина, свернули бизнес в России, объяснив, что в кратко- и среднесрочной перспективе не смогут стать лидерами рынка. В декабре 2010 г. свое представительство закрыла и Walmart.

Ежегодный рейтинг A. T. Kearney включает 30 развивающихся стран. По оценке консультантов, самой привлекательной для ритейлеров страной второй год подряд остается Бразилия. Сильные стороны этого рынка - растущая на плечах среднего класса экономика, высокий уровень потребления, многочисленное городское население и снизившийся политический и финансовый риск. В пятерку лидеров вошли еще две страны Латинской Америки – Чили (эта страна сохранила за собой второе место с 2011 г.) и Уругвай (четвертое место, что на одну строчку ниже, чем в прошлом году). Третьим номером стал Китай, занимавший в 2011 г. только шестое место. Топ-5 замыкает Индия, которая в прошлом году была на четвертом месте.

Соседи России – Грузия (6-е место), Монголия (9-е) и Азербайджан (17-е) - стали значительно привлекательнее для глобальных игроков, и в особенности для производителей специализированных товаров и товаров класса люкс, считают в A. T. Kearney. Эти рынки, пусть и небольшие по объему продаж, обладают сильными фундаментальными показателями, в которых заинтересованы ритейлеры, стремящиеся быть первыми на быстро растущих рынках, объясняет консалтинговая компания. В Азербайджане насыщенность рынка низкая, рынок очень фрагментирован, мало сильных местных ритейлеров, что говорит о хорошей ситуации для международных компаний. Потребительские расходы небольшие, из них три четверти уходит на еду, но наличие кредитования и улучшающиеся банковские услуги оказывают положительное влияние на розничный сектор, объясняет A. T. Kearney. Покупатели в Азербайджане предпочитают традиционные форматы, такие как базары, рынки и семейные магазины. Прямые продажи лучше всего зарекомендовали себя в сегменте косметики и товаров личной гигиены, так, более половины рынка занимает Oriflame. Супермаркетов, гипермаркетов или дискаунтеров очень мало. На долю семи крупнейших компаний, торгующих продуктами питания, приходится менее 5% от общего объема продаж продовольствия.