«Кубань» сократила регулярные рейсы

Авиакомпания отменила рейсы «Москва-Екатеринбург» и «Москва-Владикавказ» и обещает полностью рассчитаться с пассажирами за неиспользованные билеты
М. Стулов/ Ведомости

ОАО «Авиационные линии Кубани»

Акционеры (на 31 декабря 2011 г.): ООО «Транспорт АМД» (структура «Базэла» Олега Дерипаски) – 63,9%, Joryus Limited – 25%. Выручка (РСБУ, 9 месяцев 2011 г.) – 3,56 млрд руб. Чистый убыток – 425,34 млн руб. Пассажиропоток в 2011 г. – 900 364 человека.

Авиакомпания «Кубань» с 18 июня отменила два регулярных рейса - «Москва-Екатеринбург» и «Москва-Владикавказ», сообщил ее представитель и подтвердил сотрудник «Росавиации». Компания полностью рассчитается с пассажирами за неиспользованные билеты, уверяют оба собеседника. «Кубань» также договорилась о перевозке пассажиров отмененных рейсов c другими авиакомпаниями, добавил ее представитель.

Причина отказа от рейсов в низком спросе и экономической неэффективности Як-42 на этих направлениях, пояснил представитель «Кубани» и добавил, что компания может восстановить рейсы после обновления авиапарка за счет иномарок. По мнению представителя Росавиации, это вряд ли произойдет: «Кубань» планово сокращает регулярные рейсы и с началом зимней навигации станет исключительно чартерным перевозчиком, утверждает он. Информация не соответствует действительности, зимнее расписание еще формируется, заявил представитель «Кубани». Отменять регулярные рейсы в ближайшие месяцы компания также не планирует, добавил он.

Доля чартеров у «Кубани» составляет около 40% и, скорее всего, «Базэл» (контролирует «Кубань») будет ее увеличивать, считает один из бывших сотрудников авиакомпании, пожелавший остаться неназванным. Для «Кубани» в условиях конкуренции с «большой пятеркой» («Аэрофлот», S7, «Ютэйр» «Трансаэро», «Уральские авиалинии») этот сегмент менее рискован, считает он. Константин Юминов из Raiffeisenbank с этим не соглашается: регулярные рейсы стоит оставить, ведь чартеры сильно зависят от сезонного спроса и чувствительны к макроэкономическим показателям – доходам населения, потребительским ценам и пр.

С 2010 г. «Базэл» укрупняет «Кубань». Сначала компания объявила, что договорилась об объединении с дискаунтером Sky Express. «Кубань» получила самолеты лоукостера, летно-технический персонал, рейсы. А весной 2012 г. стало известно, что «Базэл» ищет для «Кубани» стратегического партнера. Компания готова обеспечивать текущую деятельность перевозчика, но для дальнейшего развития нужны серьезные инвестиции, поясняет представитель «Базэла». Партнером мог бы стать Краснодарский край, для которого «крайне важен региональный перевозчик, гарантирующий приемлемый тариф и высокое качество обслуживания, особенно в преддверии Олимпиады», отмечает он. Продавать «Кубань» «Базэл» не планирует: для развития аэропортов в Краснодарском крае, контролируемых компанией, важно наличие базового перевозчика.

«Большой пятерке» «Кубань» мало интересна, считает бывший сотрудник компании. Юминов с этим соглашается, но отмечает, что соинвестор в лице региональных властей – скорее, модель прошлого, чем будущего.