Лондонская Олимпиада поможет Британии, но не сразу

До начала летней Олимпиады в Лондоне осталось всего шесть недель, но уже ясно, что долгожданные Игры для британской туристической отрасли погоды не сделают.

Несмотря на то что во время Олимпиады в июле и августе в Лондон должны приехать от 600 000 до 700 000 туристов, официальный прогноз неутешителен: по итогам 2012 г. Великобританию посетят около 30,7 млн человек, чтобы оставить там 17,9 млрд фунтов стерлингов ($27,7 млрд) – столько же, сколько и в прошлом году.

Одна из причин – спад в мировой экономике, особенно остро проявляющийся в Европе. Он породил «полное отсутствие потребительской уверенности, - считает Дэвид Эдвардс, директор по исследованиям и прогнозам в государственном турагентстве VisitBritain. - Без Олимпийских игр нам пришлось бы гораздо труднее».

Но Олимпийские игры сами по себе представляют проблему для турбизнеса, так как многие путешественники не приедут в Лондон, опасаясь запруженных улиц, резко подорожавших отелей и прочих "радостей жизни".

Представители государственных туристических служб перестали возлагать надежды на кратковременный приток иностранцев в столицу, рассчитывая взамен на долгосрочный эффект Олимпиады, которая должна привлечь к Лондону внимание всего мира.

Некоторые турагентства подсчитали, что во время Олимпиады – с 27 июля по 12 августа – туристический поток обмелеет. Половина операторов лондонских достопримечательностей и гостиниц, опрошенных ассоциацией туризма UKInbound, ожидают сокращения числа посетителей в июле и августе по сравнению с тем же периодом годом ранее. Это «значительно более пессимистичный» прогноз, чем выходил по результатам предыдущих опросов. Загруженность лондонских отелей на протяжении года в среднем составляет 85%.

"Представители турбизнеса очень этим озабочены, и правительство, должно быть, не меньше», - сказала гендиректор UKInbound Мэри Рейнс.

Респонденты UKInbound воспринимают Олимпиаду скорее как временную помеху, чем как помощь в привлечении туристов. Другие реагируют спокойно, полагая, что при таких обстоятельствах совершенно нормально ждать изменений в туристических пристрастиях.

"Мы всегда готовы к тому, что заядлые посетители могут изменить маршрут, но большинство аналитиков считает, что потери будут компенсированы за счет туристов, которые приедут в Лондон специально на Олимпиаду", - сказал представитель Британской гостиничной ассоциации.

Некоторых туристов, возможно, отпугнули высокие цены в гостиницах – особенно после того как в 2005 г. Оргкомитет лондонской Олимпиады забронировал 40 000 номеров, в основном для журналистов, спонсоров и зарубежных чиновников: цены на свободное жилье тут же взлетели вверх. В этом году Оргкомитет вернул 20% брони, и теперь отели не знают, как заполнить высвободившиеся номера.

"Пожалуй, высокие цены и нехватка гостиничных номеров отвратили обычных путешественников: Оргкомитет лондонской Олимпиады явно переоценил количество мест, которые необходимо выделить для официальных лиц», - сказал Джейсон Долл-Стейнберг, директор туроператора British Tours Ltd.

По его словам, дела идут все хуже и хуже, хотя в начале года бизнес процветал: "Наверное, это были туристы, которые приехали пораньше, чтобы избежать толпы во время Олимпиады».

Среди тех, кому выгоден рост цен на гостиницы при малой их заполняемости, оказались компании, предоставляющие услуги краткосрочной аренды, например, Onefinestay, которая разместит волейбольную команду из США. Onefinestay обещала американцам частично вернуть квартплату в случае выигрыша.

Гендиректор Onefinestay Грег Марш сказал, что в день они получают до 1000 запросов: люди ищут комнаты, стоящие 200-220 фунтов стерлингов в сутки ($313-$344). Он надеется на приток заказов прямо перед началом Олимпиады. "Мы изучали гостиничные цены, они просто сумасшедшие. Мы более осторожно подходим к ценообразованию», - сказал Марш.

Авиалинии ждут, что Олимпиада позволит им увеличить количество рейсов в Лондон: количество забронированных мест на период с 23 июля по 12 августа выросло на 13% год к году, говорится в докладе исследовательской компании Forward Data. Американцы составят почти пятую часть авиапассажиров, ожидается также приток гостей из России, Франции и Нидерландов. Однако из Австралии, Канады и Италии туристов прилетит меньше, чем обычно.

Пик авиаперелетов придется на 26 июля, накануне церемонии открытия Олимпиады. Как показывают предоставленные авиакомпаниями данные, в этот день в британскую столицу прибудут более 14 000 гостей.

Многие работники турсектора рассчитывают на приток туристов в последующие годы – благодаря рекламе, которую сделает городу Олимпиада. Туристический бизнес еще долго будет пожинать ее плоды.

VisitBritain надеется, что Игры помогут привлечь жителей развивающихся стран. В 2011 г. число бразильцев, посетивших Великобританию, увеличилось на 50% к 2010 г., а число китайских туристов – на треть (хотя сравнительная база невысока).

Однако граждан некоторых государств отпугивает длительный период ожидания визы, отмечает Мэри Рейнс из UKInbound. Она обратилась к правительству с просьбой ускорить процесс подготовки документов, чтобы туристы не променяли Британию на более гостеприимную страну.

VisitBritain проводит маркетинговую кампанию, которую премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон начал еще прошлой осенью. Благодаря ей Лондон надеется в ближайшие четыре года дополнительно привлечь 4,6 млн туристов — а это означает прибавку к выручке в 2,3 млрд фунтов стерлингов ($3,6 млрд). "Олимпийские игры будут в течение месяца рекламировать Британию и Лондон. У нас есть все шансы», - сказал Эдвардс.

Перевела Анна Разинцева