Адвокат Черного: «Дерипаска хочет переписать историю»

В Лондоне началось судебное разбирательство между предпринимателями, на кону - компенсация за 20% акций «Русала»
Е.Кузьмина/ Ведомости

"Черной – не уголовник"

Олег «Дерипаска хочет переписать историю» и «поведал невероятный рассказ», заявил во вступительном слове Ховард, имея в виду заявления Дерипаски, что они с Черным не были деловыми партнерами. Слова адвоката передает Bloomberg. По утверждениям Дерипаски, изложенным в поданных в суд документах, Черной был связан с криминалитетом и Дерипаска платил ему за «крышу».

Хотя Черной был фигурантом уголовных расследований – как и сам Дерипаска, и другие крупные российские бизнесмены, – он никогда не был признан виновным в инкриминировавшихся ему преступлениях, заявил Ховард. Но Черной был нужен Дерипаске, чтобы использовать его средства и связи для расширения алюминиевого бизнеса. «Он понимал, что партнерство с Черным выведет его в совершенно другую лигу», – сказал Ховард (все цитаты – по Bloomberg).

Черной, утверждающий, что ему принадлежало 20% акций "Русала", не будет лично присутствовать на процессе в Лондоне: он не может въехать в страны Евросоюза, потому что испанские власти выдали ордер на его арест по обвинению в отмывании денег. Судья Эндрю Смит разрешил ему давать показания по видеомосту из Израиля. Отрасль, в которой работали Дерипаска и Черной, печально известна "алюминиевыми войнами", которые шли в 1990-е гг. за контроль над заводами. «Там каждые три дня кого-то убивали», – сказал в прошлом году о ситуации в алюминиевой отрасли того времени Роман Абрамович, выступая на процессе, который против него инициировал Борис Березовский.

Эхо той войны звучит даже сегодня: судья Смит разрешил как минимум трем свидетелям давать показания анонимно.

«Олег Дерипаска продолжает утверждать, что был вынужден платить Михаилу Черному, являющемуся представителем криминального мира, за «крышу». Они никогда не были деловыми партнерами. Олег Дерипаска считает все требования Черного необоснованными... При этом Олег Дерипаска предоставит суду все необходимые доказательства того, что утверждения Черного не соответствуют действительности», – говорится в разосланном сегодня утром заявлении представителя Дерипаски и “Базового элемента”.

Если Березовского, который живет в Лондоне, и Абрамовича, который там часто бывает и владеет футбольным клубом Chelsea, еще волновал вопрос репутации, то Черной и Дерипаска будут больше обеспокоены вопросом выигрыша и потерь, сказал Bloomberg профессор Брюс Бин, специалист по российскому праву Мичиганского университета (он давал показания как эксперт на процессе «Березовский vs Абрамович»): «Этих господ невозможно смутить. Я уверен, что мы услышим подтверждение всех тех рассказов об опасной, криминальной природе отрасли по торговле металлами, что звучали почти два десятилетия».

Слово krysha прочно вошло в английский юридический оборот во время судебных слушаний по делу Березовского против Абрамовича. После того как в первые дни заседания было объяснено, что означают российские реалии «крыша» и «крышевать» (Абрамович утверждал, что платил Березовскому за протекцию), адвокаты обеих сторон без стеснения и запинки употребляли krysha в своих выступлениях.

Партнер или не партнер?

На этой неделе запланированы выступления адвокатов сторон (представитель Дерипаски, как ожидается, начнет выступать в среду). Затем в процессе будет сделан перерыв, а свидетельские показания суд начнет заслушивать, как предполагается, в конце сентября или начале октября, сообщила ранее «Ведомостям» Джо Макгэррити, помощник судьи Смита.

Черной подал иск к Дерипаске в 2006 г., его рассмотрение по существу началось только сейчас. По версии Черного, после знакомства с Дерипаской в конце 1993–начале 1994 г. они стали партнерами и вместе скупали акции Саянского алюминиевого завода. В последующие годы в результате совместной деятельности по приобретению и объединению алюминиевых активов он стал совладельцем Объединенной компании «Сибирский алюминий» («Сибал»). Когда в марте 2000 г. Дерипаска договорился об объединении «Сибала» с алюминиевыми активами Романа Абрамовича и создании компании «Русский алюминий» («Русал»), Черной, по его утверждению, договорился с Дерипаской, что тот сам будет проводить сделку, а когда компания будет образована, Черной получит право на 20% ее акций.

Дерипаска же утверждает, что подобных договоренностей с Черным не заключал, так как тот не являлся его партнером и никакой доли в «Русале» Черному не причиталось. Показания сторон были изложены в вердикте судьи Высокого суда Лондона Кристофера Кларка от 3 июля 2008 г. В этом вердикте Кларк постановил, что дело может слушаться в Лондоне, так как Черной, весьма вероятно, "не может рассчитывать на честное и скорое рассмотрение дела в российских арбитражных судах" - в частности потому, что российское правосудие известно своей коррумпированностью и предвзятостью и поскольку "Дерипаска, по общему признанию, — дружественный Кремлю олигарх <...> чья способность продолжать вести бизнес зависит от повиновения Кремлю и который взамен может рассчитывать на поддержку правительства и судебной системы".

По утверждению Черного, 10 марта 2001 г. он договорился с Дерипаской о продаже тому своих 17,5% акций «Сибала» за $100 млн и погашении долга «Сибала» перед компанией Черного Bluzwed на $150 млн. В этот же день, утверждает Черной, было подписано дополнение к этому соглашению, предусматривавшее, что в 2005-2007 гг. Дерипаска продаст «третьим лицам» долю Черного в «Русале» и передаст ему вырученные деньги за вычетом уже уплаченных $250 млн.

Дерипаска признал лишь платеж в $250 млн и факт подписания соглашения, но не дополнения к нему. По утверждению Дерипаски, никаких сделок по продаже доли Черного в «Русале» не заключал за неимением оной. Черной говорил, что впоследствии неоднократно напоминал Дерипаске об обязательстве продать его 20% акций «Русала» и выплатить деньги; тот парировал, что так же неоднократно объяснял Черному, что больше не имеет перед ним обязательств.

Если Черной выиграет иск, будет отдельный процесс, на котором должна быть определена сумма компенсации.

Связанные дела

Дело Черного против Дерипаски частично связано с процессом, который Березовский инициировал против Абрамовича и который прошел в Высоком суде Лондона осенью прошлого года. Березовский требовал от Абрамовича $5,1 млрд (плюс проценты) за якобы принадлежавшую ему долю в «Сибнефти», а также предъявлял претензии на 25% акций «Русала», которыми Абрамович якобы управлял в его интересах и интересах Бадри Патаркацишвили. Абрамович в 2003-2004 гг. в два приема продал 50% акций "Русала" Дерипаске.

Ситуации схожи, в частности тем, что и Абрамович, и Дерипаска утверждают, будто были единоличными владельцами активов, которые составили по 50% «Русала». В свою очередь, Березовский и Черной заявляют, что те по договоренности управляли их долями, потому что сами они предпочитали не афишировать свое участие в акционерном капитале компании. На встрече в марте 2000 г., когда обсуждалось создание «Русала», как утверждает Березовский, Абрамович предложил, ссылаясь на политическую активность последнего, не упоминать его в качестве бенефициара «Русала». Березовский якобы согласился и по этим же причинам предложил не афишировать участие в компании Черного. Репутация того была подорвана публикациями о возможной связи с преступными группировками и соответствующими расследованиями за рубежом (в 1990-е гг. ему даже запрещали въезд в Швейцарию и Лихтенштейн).

Решение по иску Березовского еще не вынесено. Как говорил ранее «Ведомостям» Филип Моррис, помощник председательствующей на том процессе судьи Элизабет Глостер, оно может быть подготовлено до конца июля, однако сроки во многом зависят от загруженности судьи, у которой есть и другие обязанности.

В 2007 г. на базе «Русала», «Суала» и алюминиевых активов Glencore была создана UC Rusal, в которой Дерипаска получил 66%, владельцы «Суала» — 22%, Glencore — 12%. Весной 2008 г. в обмен на 25% плюс 1 акцию «Норильского никеля» UC Rusal передала Михаилу Прохорову несколько миллиардов долларов и 14% своих акций.