Новые каналы экспорта арабской нефти лишат Иран козырей в переговорах с ЕС и США

ОАЭ и Саудовская Аравия открыли нефтепроводы в обход Ормузского пролива, который называют «яремной веной Запада»
Duncan Chard/ Bloomberg

Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия открыли нефтепроводы, которые позволят экспортировать арабскую нефть в обход Ормузского пролива – важнейшего канала транспортировки нефти, частично контролируемого Ираном. Это позволит более чем вдвое увеличить объем нефти, поставляемой по трубопроводам в обход пролива – до 6,5 млн баррелей в день. Через Ормузский пролив сейчас транспортируется ежедневно 17 млн баррелей.

В ОАЭ в воскресенье открылся нефтепровод Abu Dhabi Crude Oil Pipeline (Adcom), который проходит из Абу-Даби в эмират Эль-Фуджайра, к Оманскому заливу. Теперь нефть из Абу-Даби танкеры смогут забирать в Оманском заливе, а не в Персидском, не заходя в Ормузский пролив.

Пролив – важнейший канал транспортировки нефти, через него проходит треть мирового морского экспорта. Бывший госсекретарь США Сайрус Вэнс называл пролив «яремной веной Запада». Иран в ответ на санкции США и Евросоюза неоднократно угрожал перекрыть пролив. «Это действенная и законная мера» против травли со стороны США и их союзников, писала ранее иранская газета Kayhan Daily.

В воскресенье первый танкер доставил нефть из Эль-Фуджайра в Пакистан, рассказал Dow Jones чиновник правительства Абу-Даби, пожелавший остаться неназванным.

Протяженность нефтепровода – 370 км, мощность – 1,5 млн баррелей в день, или 65% всего экспорта ОАЭ. Стоимость постройки Adcom составила $3,5 млрд. Постоянно работать нефтепровод начнет в августе, обещает директор Abu Dhabi Marine Operating Али Рашид аль-Джарван.

Альтернативный маршрут позволит покупателям получать больше нефти благодаря супертанкерам, способным перевозить 2 млн баррелей нефти, сказал министр нефтяной промышленности ОАЭ Мухаммед аль-Хамли. Сейчас из Руваиса экспортируется только 1 млн баррелей нефти в день, сказал он. Транспортировка нефти через Оманский залив уменьшит нагрузку на Ормузский пролив, добавил Хамли (цитаты по Bloomberg).

Одновременно в Саудовской Аравии запустили работу нефтепровода длиной 1200 км и мощностью 2 млн баррелей в день (25% экспорта страны). Нефть теперь тоже будет идти в обход Ормузкого пролива. Из восточной провинции (рядом Персидский залив) она будет идти в противоположный конец страны – в Янбу, к Красному морю, через Эр-Рияд. Нефтепровод был построен еще во время ирано-иракской войны, был частью восточно-западной системы нефтепроводов. Затем был перепрофилирован в газопровод, и вот теперь снова будет качать нефть. «[Новый] нефтепровод дает нам гибкость», – заявил один из чиновников Саудовской Аравии (цитата по Wall Street Journal).

Нефтепроводы ликвидируют угрозы Ирана, считает старший научный сотрудник Имперского колледжа Лондона Рафаэль Кандиоти. Иран все равно не перекрыл бы пролив, потому что, во-первых, это единственный канал экспорта нефти и продуктов из страны, а во-вторых, перекрытие залива может спровоцировать США и другие страны на военные действия, сказали Financial Times политики и трейдеры, пожелавшие остаться неназванными.