Glencore и Kernel покупают терминал в порту Тамань

Трейдеры Glencore и Kernel станут первыми иностранными компаниями, владеющими мощностями по перевалке зерна в России. Они покупают зерновой терминал в порту Тамань у группы компаний «Эфко»
Andrey Rudakov/ Bloomberg

«Эфко»

Многопрофильный холдинг. Акционеры головной компании (ОАО «Эфко продукты питания»): Валерий Кустов (28,4%), Галина Меррэй (15%), Евгений Ляшенко (11,8%), Евгений Дейнега (8%). Выручка холдинга (2010 г., оценка Forbes) – 27,7 млрд руб.

Группа компаний «Эфко» продает свои стивидорные активы в порту Тамань «дочке» Glencore – Международной зерновой компании (МЗК) и украинскому трейдеру Kernel. Об этом «Ведомостям» сообщили источники, близкие к продавцу, одному из покупателей, а также к претенденту на актив. Сделка будет закрыта в ближайшее время, уточняет один из собеседников «Ведомостей». Ее сумма не раскрывается. Перед продажей «Эфко» оценивала эти активы в $200–300 млн. Представители Glencore, Kernel и «Эфко» на вопросы «Ведомостей» не ответили. Представитель ФАС заявил, что о покупке терминала никто ходатайств не подавал. Ранее на актив также претендовали трейдер Louis Dreyfus и группа «Дело» Сергея Шишкарева.

По словам собеседников, МЗК и Kernel станут владельцами 100% в ООО «Зерновой терминальный комплекс «Тамань», владеющем береговой инфраструктурой (мощности для хранения зерна, подъездные пути), и 49% в ЗАО «Зерновой терминальный комплекс «Тамань», которому принадлежат причалы. Контроль в последнем нужен «Эфко»: структура управляет и причалами по перевалке растительного масла, а это профильный бизнес для российской аграрной компании, говорит один из собеседников «Ведомостей».

Покупатели могли заключить с «Эфко» акционерное соглашение, по которому МЗК и Kernel могут договориться об управлении только активами по перевалке зерна, оставив перевалку масла контролирующему акционеру «Эфко», полагает старший юрист Goltsblat PLP Антон Панченков. На вопрос, есть ли такое соглашение, представители «Эфко» и Glencore не ответили. Как МЗК и Kernel поделят доли в активах – тоже не ясно. Скорее всего, компании приобретают их через совместное предприятие, предположил гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов.

Проектная мощность терминала по перевалке зерна и масла в порту Тамань – 9 млн т в год, говорится в презентации «Эфко» для потенциальных покупателей (копия есть у «Ведомостей»). Но пока запущена только первая очередь – на 3,6 млн т. Больших инвестиций в расширение пропускной способности терминала в Тамани не требуется, говорит один из собеседников «Ведомостей». Главная проблема, по его словам, в строительстве железнодорожных подходов к порту. Если планы по наращиванию мощности терминала реализуются, он может стать крупнейшим в России. Сейчас крупнейшие терминалы – НЗТ группы НМТП и НКХП Объединенной зерновой компании. Через них переваливается почти половина всего экспортного зерна – 5,7 млн т, по итогам 2011 г.

Ранее иностранные компании не проявляли интереса к перевалке зерна через российские порты, но из-за растущих экспортных цен на зерно российский рынок стал очень привлекательным для инвесторов, объясняет Безбородов. По его словам, почти все крупные зерновые трейдеры владеют элеваторами в России, логично, что им будет интересна и перевалка.