Еврокомиссия подозревает нарушения в экспортной деятельности «Газпрома»

Еврокомиссия открыла официальное расследование в отношении «Газпрома». Российскую монополию подозревают в злоупотреблениях на рынках Восточной и Центральной Европы
AP

«Газпром»

Газодобывающая компания, монопольный экспортер газа из России. Основной владелец – государство (более 50%). Выручка (МСФО, 2011 г.) – 4,6 трлн руб. Прибыль – 1,3 трлн руб.

Прошлогодние обыски в офисах европейских клиентов «Газпрома» привели к тому, что Еврокомиссия начала антимонопольное расследование в отношении самого концерна. Факт открытия дела не предопределяет результаты расследования, подчеркивается в пресс-релизе комиссии, но она будет рассматривать дело в приоритетном порядке.

Изучаются три эпизода на рынках Восточной и Центральной Европы – возможное «разделение» рынков со стороны «Газпрома», препятствия по диверсификации закупок газа и «несправедливое» ценообразование, сообщает комиссия. «Газпром» поставлен в известность об открытии дела. Когда будут результаты, не известно: формальных сроков для этого нет, отмечает Еврокомиссия. От дополнительных комментариев ее представитель отказался.

Риск претензий к концерну возник еще прошлой осенью. Инспектора Еврокомиссии 27 сентября 2011 г. нагрянули с обысками в европейские офисы «Газпрома» и ряда его клиентов (всего 20 компаний в 10 странах Восточной и Центральной Европы). Формально комиссия проводила проверки «по фактам» возможных злоупотреблений – как со стороны поставщиков, так и со стороны клиентов. «Газпром» тогда не упоминался в официальных заявлениях. Но его потребители не скрывали, что еврокомиссары интересуются контрактами с российским концерном.

То, что риск велик, признавали и российские чиновники. «[У «Газпрома»] наблюдается значительный и не всегда обусловленный объективными рыночными причинами разброс цен в долгосрочных экспортных контрактах. Это в том числе повышает риски преследований со стороны европейских антимонопольных органов, о чем свидетельствуют и недавние обыски в европейских офисах «Газпрома» и его партнеров», – отмечалось в мартовском докладе тогдашнего замминистра энергетики Сергея Кудряшова, который готовился для совещания под председательством Владимира Путина (копия доклада есть у «Ведомостей»).

Вчера представители «Газпрома» и Минэнерго от комментариев отказались.

Оборотные антимонопольные штрафы в Евросоюзе – это 10% годовой выручки от конкретного продукта в конкретной стране, где были совершены нарушения. А если они длились несколько лет, то штраф достигает 30% выручки. Максимум, который известен на газовом рынке ЕС, – штрафы Еврокомиссии для E.On и французской GdF: в 2009 г. каждую компанию обязали заплатить по 553 млн евро за сговор на германском и французском рынках, напоминает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.

В какие годы «Газпром» мог нарушить антимонопольное законодательство Европы (и в каких странах), представитель Еврокомиссии уточнять не стал. Но если брать выручку концерна от поставок во все страны – члены ЕС в Центральной и Восточной Европе за 2010–2011 гг. ($11,2 млрд и $13,9 млрд соответственно), максимальный штраф за один год нарушений может составить $1,1–1,4 млрд, подсчитал Корчемкин. А за несколько лет – свыше $4 млрд.

То, что «Газпром» не всегда справедливо подходит к ценообразованию, европейские потребители заявляли не раз. Особенно те, что судятся с концерном из-за стоимости российского газа. Много претензий было со стороны Литвы (именно ее заявление послужило поводом для начала проверок Еврокомиссии, писали ранее местные СМИ). Публично они звучали и со стороны польской компании PGNiG. «Коронный аргумент наших коллег из «Газпрома» состоит в том, что технически мы почти весь газ берем с востока. Однако это не аргумент, а скорее всего форма шантажа», – рассуждал в прошлогоднем интервью «Ведомостям» бывший предправления PGNiG Михаил Шубский.

Расследование Еврокомиссии может занять больше трех лет, полагает Корчемкин. Риски для «Газпрома» велики, уверен эксперт, однако еврокомиссары не обязательно выставят штрафы, возможно, речь будет идти о предписаниях и специальных поведенческих условиях.