В «Домодедово» взлетают ставки

Аэропорт «Домодедово» теряет один из главных козырей – выгодную арендную ставку за аэродром. Она вырастет в 4,3 раза и окажется вдвое выше, чем у основного конкурента – «Шереметьево»
А. Махонин

О росте арендной ставки для «Домодедово» в 4,3 раза – с 95 млн руб. в год до 410,4 млн «Ведомостям» сообщил федеральный чиновник. Представитель Росимущества подтвердил эту информацию: ставки согласованы с аэропортом, договор в стадии подписания. Представитель «Домодедово» комментировать цифры отказался, отметив лишь, что окончательный проект договора находится в стадии согласования.

Ставка в 410 млн руб. согласована, обсуждается срок ее введения – с октября 2011 г. или с начала 2013 г., отметил сотрудник «Домодедово». О том, что повышенная ставка может быть введена задним числом, сказал и федеральный чиновник, напомнив, что именно в октябре 2011 г. был срок для возможного пересмотра условий.

Если договор будет подписан, «Домодедово» придется платить вдвое больше основного конкурента – «Шереметьево». Для него ставка остается на уровне 200 млн руб., сказали представители аэропорта и ФГУП «Администрация гражданских аэродромов», которое владеет аэродромным имуществом «Шереметьево» и «Внуково» (см. врез).

До сих пор у «Домодедово» были самые выгодные условия аренды среди московских аэропортов. После многолетней тяжбы с государством в 2006 г. аэропорт заключил с Росимуществом договор до 2073 г., по которому можно пересматривать ставки лишь раз в пять лет и только по обоюдному согласию сторон.

Правда, в начале лета договор аренды с «Домодедово» мог быть расторгнут. В аэропорту прошла прокурорская проверка – по жалобе замруководителя Росавиации Константина Махова. По его мнению, договор аренды на 1158 га земли был оформлен с нарушениями: администрация Домодедовского района передала участок аэропорту без прекращения права бессрочного пользования на него ФГУП «Администрация аэропорта «Домодедово». Но проверка нарушений не выявила, следует из акта от 25 июля, копия которого есть у «Ведомостей». Представитель Росавиации отказался это комментировать.

Рост арендной платы не повлияет на финансовое положение «Домодедово», считает аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков: EBITDA аэропорта в 2011 г. была 14,95 млрд руб. Кроме того, увеличение ставок, скорее всего, будет компенсировано за счет аэропортовых сборов, из-за чего билеты авиакомпаний, летающих из аэропорта, подорожают на 3–4%, допускает эксперт.

В любом случае сложно объяснить, почему «Домодедово» согласилось на увеличение ставки в 4 раза, продолжает Рожков. Возможно, это стало разменной картой в переговорах с властями для решения другого вопроса – строительства новой взлетно-посадочной полосы, рассуждает он.

Новая полоса стоит 29 млрд руб., но в бюджете на проект не хватает 14,6 млрд. Предполагалось, что их выделит частный инвестор, но «Домодедово» отказалось инвестировать до принятия закона о концессии. Согласно протоколу совещания у замминистра транспорта Олега Белозерова от 3 сентября (есть у «Ведомостей») чиновники и топ-менеджмент «Домодедово» до сих пор не могут урегулировать вопрос по государственно-частному партнерству. В итоге строительство может пойти по усеченному варианту: на расстоянии не 1,8 км, а 287 м от существующей полосы, следует из документа. Это приведет к ограничениям в работе аэропорта, а также пролонгации проекта еще на 5–6 месяцев, говорится в протоколе. Представитель «Домодедово» эту тему не комментирует.