«Аэрофлот» отозвал требование об отставке гендиректора «Шереметьево»

«Аэрофлот» отозвал требование об отставке гендиректора «Шереметьево» Михаила Василенко. Взамен аэропорт отдаcт в распоряжение авиакомпании и ее партнеров по альянсу Sky Team все новые терминалы – D, E и F, как и требовал «Аэрофлот»
М. Новиков для Ведомостей

В понедельник состоялось заседание совета директоров «Шереметьево». Ожидалось, что на нем «Аэрофлот» поставит вопрос об отставке гендиректора аэропорта Михаила Василенко. Авиакомпания, на которую приходится 75% трафика аэропорта, обвиняла менеджмент «Шереметьево» в нежелании учитывать интересы крупнейшего клиента. Но уже в середине дня официальный представитель авиакомпании заявил, что вопрос снят с повестки. А вчера две госкомпании объявили о стратегическом партнерстве.

«Соглашение заключено на взаимовыгодной и долгосрочной основе с целью оптимизации деятельности «Аэрофлота» в базовом аэропорту «Шереметьево», – говорится в совместном релизе аэропорта и перевозчика. «Аэрофлот» уже пытался заключить подобное соглашение, рассказывали источники «Ведомостей». Но аэропорт отказался. Перевозчик требовал передать под его рейсы и рейсы партнеров по альянсу Sky Team весь Южный терминальный комплекс аэропорта «Шереметьево» (терминалы D, E, F), а также отказывать конкурентам в слотах (времени вылета) за 30 минут и после рейсов «Аэрофлота» по этому же маршруту.

Источник в «Шереметьево» объяснял, что принятие этих условий может привести к претензиям других авиакомпаний. В частности, «Трансаэро», с которой у аэропорта еще с 2010 г. действует пятилетний договор о стратегическом партнерстве. Представитель «Трансаэро» отказался от комментариев.

Вчера обе компании сообщили, что «Аэрофлоту» и его партнерам по альянсу Sky Team будет отдан весь Южный терминальный комплекс аэропорта. Источник, близкий к совету директоров «Аэрофлота», уточняет, что договор начнет действовать с 2014 г. Эта дата была выбрана не случайно. Это будет переходный год, когда «Шереметьево» начнет переводить «Трансаэро» в Северный сектор (терминал B, бывший «Шереметьево-1» и проч.), полагает он. Это случится только в том случае, если «Аэрофлот» вырастет настолько, что ему будет не хватать имеющихся у него площадей, парирует Василенко.

Представитель «Аэрофлота» доволен заключенным соглашением. Он говорит, что авиакомпания не будет требовать отставки Василенко.

А сам Василенко замечает, что Южный сектор – еще не все «Шереметьево». Вопрос о выделении сектора встанет лишь в 2014 г., добавляет он. К этому времени, продолжает другой сотрудник аэропорта, уже будет реконструирован терминал В, к нему планируется подвести железнодорожную ветку «Аэроэкспресса». Инфраструктура будет готова к принятию других авиакомпаний. Тем не менее «Трансаэро» пока не дала своего ответа, говорит собеседник «Ведомостей».

Комментировать, увязан ли вопрос отставки Василенко с заключением соглашения, представитель «Аэрофлота» не стал. Но источник, близкий к совету директоров авиакомпании, уверяет, что взаимосвязь прямая. Хотя формальным поводом для конфликта стал внеплановый ремонт полосы, из-за которого «Аэрофлоту» пришлось объединять и отменять рейсы, это была просто последняя капля. Заключение соглашения снимает субъективный подход к взаимоотношениям аэропорта и авиакомпании, добавляет собеседник.

Источник в совете директоров «Шереметьево» отмечает, что и авиакомпания, и аэропорт должны были бы договориться. Это было главное требование директоров. Причем к топ-менеджменту не только «Шереметьево», но и «Аэрофлота».

Выяснить позицию государства насчет того, сколь высока была вероятность отставки Василенко, не удалось. Представитель Росимущества отказался от комментариев. Госпредставитель в совете директоров «Шереметьево» Константин Махов (замруководителя Росавиации) на запрос «Ведомостей» не ответил.