«Аэрофлот» уже через год может начать бюджетные перевозки

«Аэрофлот» уже через год может начать бюджетные перевозки, скорее всего, на базе «дочки» – «Донавиа». Маршрутная сеть будет насчитывать до 30 региональных городов, а парк – около 20 новых самолетов
М.Новиков для Ведомостей

Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев в пятницу побывал у президента Владимира Путина и заявил, что готов создать низкобюджетную авиакомпанию за полгода-год. Но для этого, предупредил Савельев Путина, нужно принять поправки в Воздушный кодекс и авиационные правила: снять запрет на невозвратные билеты, наем иностранных пилотов, взимание платы за багаж весом до 10 кг, отменить требование кормить пассажиров на рейсе.

Создаваться лоукостер будет на базе сертификата одной из «дочек» «Аэрофлота», сообщил Савельев «Ведомостям».

С большой долей вероятности это будет «Донавиа», знает человек, близкий к авиакомпании, но не исключено, что «Россия», а базироваться лоукостер будет на одном из подмосковных аэропортов. Маршрутная сеть через пять лет после запуска проекта достигнет 25–30 городов-миллионников, обещает он: столько региональных аэропортов способны принимать новую технику. Лоукостеру понадобится примерно 20 новых самолетов, заключает он.

«Чтобы проект заработал, необходима новая среднемагистральная техника, которая могла бы максимально эффективно и жестко эксплуатироваться: лоукостер – это минимальное время разворота и в разы большее количество летных часов на каждый самолет», – подтверждает Савельев: рассматриваются Boeing-737 и Airbus-320.

О базовом аэропорте говорить преждевременно, считает Савельев: это могут быть второстепенные аэропорты вблизи Москвы («Кубинка», «Раменское», «Быково», «Чкаловский»), может быть и «Шереметьево». Это не аэропорт с заоблачным сервисом, продолжает он: должен быть лишь необходимый набор услуг по привлекательной цене. Задача «дочки»-лоукостера – привлечь тех, кто не летает «Аэрофлотом» и готов к экономии на багаже, питании и др., заключает Савельев.

Бизнес лоукостера построен на больших объемах перевозок, поэтому необходимо обеспечить хорошую доступность аэропорта, и логистика – одна из главных тем переговоров с базовыми аэропортами.

Губернатору Московской области Сергею Шойгу уже представили варианты развития Московского авиаузла: рабочая группа Минтранса рассматривает 14 гражданских аэродромов и 22 военных и специализированных аэродрома, в том числе «Раменское» и «Чкаловский». Минтранс также подготовил законопроекты о привлечении иностранных пилотов и о продаже билетов по невозвратным тарифам.

Бюджетную компанию для внутрироссийских авиаперевозок собираются создать WizzAir в партнерстве с группой инвесторов, которых представляет Дмитрий Черняк (один из идеологов «Авиановы»). Успешный стартап лоукостера стоит $60–$100 млн, у «Авиановы» должно было быть $65 млн, но вышло дороже на $10–15 млн, вспоминает он, в том числе из-за пошлин на самолеты. У WizzAir и «Аэрофлота» выйдет дешевле: у них есть инфраструктура, говорит он. В США, где лоукостеры очень развиты, на каждого жителя приходится по 2 рейса в год, в России – 0,3. Без лоукостеров полноценного авиарынка в России не будет, уверен Черняк.