«Аэрофлот» хочет видеть « дочку» - авиакомпанию «Россия» - базовым перевозчиком «Пулково»

«Аэрофлот» через три года надеется перевозить больше половины пассажиров, летающих из санкт-петербургского «Пулково». Базовой авиакомпанией аэропорта должна стать «дочка» «Аэрофлота» – «Россия»
Авиакомпания «Россия» будет стремиться стать базовой для «Пулково»/ А.Беленький

Крупнейший перевозчик России «Аэрофлот» к 2015 г. планирует занять в «Пулково» 55% от общего пассажиропотока (в 2011 г. было 46%), говорится в презентации заместителя гендиректора «Аэрофлота» Джорджо Каллегари к заседанию совета директоров авиакомпании (есть у «Ведомостей»). Представитель авиакомпании презентацию не комментирует.

К 2020 г. регионы будут увеличивать авиаперевозки быстрее, чем аэропорты Москвы, отмечается в документе. «Пулково» – одна из точек роста. К 2025 г. аэропорт сможет обслуживать около 25 млн пассажиров. Это сегодняшний трафик базового аэропорта «Аэрофлота» – «Шереметьево» (доля перевозчика здесь – 75%).

«Аэрофлот» рассчитывает, что большую часть маршрутов из «Пулково» (45%, в 2011 г. было 37%) будет выполнять его «дочка» – авиакомпания «Россия». «Россия» должна стать базовой авиакомпанией «Пулково», соглашается и представитель аэропорта.

Но пока авиакомпании нужно поправить свое положение. Стратегия ее развития до 2015 г. была утверждена в ноябре 2011 г. советом директоров «Аэрофлота». Но, как следует из презентации Каллегари, «Россия» не выполняет план. Вместо 793 млн руб. чистой прибыли в 2012 г. она получит убыток в 1,03 млрд руб. (в 2,2 раза больше, чем в 2011 г.). EBITDAR авиакомпании меньше плана на 46,5% (2,5 млрд руб.) и ниже показателя 2011 г. на 12%. План по выручке не оправдался лишь на 6,9% – ожидается 27,7 млрд руб.

Основные причины – операционные и финансовые убытки, следует из документа. Операционные (1,03 млрд руб.) возникли из-за того, что «Россия» лишь частично интегрирована в группу «Аэрофлот», что создает конфликт интересов с другими «дочками», выполняющими рейсы из «Пулково». Теперь маршрутная сеть «России» будет строиться в интересах всей группы. Например, «Россию» будут ставить на маршруты «Донавиа» из Санкт-Петербурга в южные города России, говорится в презентации.

Финансовые убытки (800 млн руб.) принесли нерыночные ставки операционного лизинга по контрактам на Boeing767 и 737, которые были заключены на высоком рынке, подчеркивается в документе. Но «Россия» планирует отказаться и от этих лайнеров, и от Ан-148. Сейчас у «России» шесть таких самолетов и опцион еще на девять (50% от всех российских заказов). Если вывести Ан-148, уже в 2013 г. убытки сократились бы на 1,6 млрд руб., посчитал «Аэрофлот». Самолет устарел, ремонт и логистика запчастей не налажены, объясняется в презентации. К 2014 г. «Россия» планирует оставить лишь два типа самолетов: Airbus-320 и SuperJet (их передаст «Аэрофлот»).

На общей маршрутной сети и унификации парка «Аэрофлот» не остановится – он переведет на себя и коммерческую деятельность «России», говорится в презентации. «Дочка», по сути, будет оказывать головной компании услугу по перевозке. Это мировая практика работы крупных перевозчиков с «дочками» – границы между ними размыты: общая маршрутная сеть, унифицированный парк, подчеркивает главный редактор Avia.ru Роман Гусаров. Например, так работает Lufthansa.