Больше всего дорог в Москве строят компании друзей президента

Две трети московского заказа на дорожное строительство делят четыре компании. Самые крупные подрядчики – компании знакомых президента Владимира Путина
Москва выбирает проверенных давним знакомством инфраструктурных строителей/ М.Шеметов/ ИТАР-ТАСС

В 2011–2012 гг. на торгах было разыграно 150 заказов на строительство дорог и мостов на 182,4 млрд руб., сообщил представитель департамента строительства Москвы. «Ведомости» проанализировали подряды на дорожное строительство в Москве в 2011–2013 гг., в расчет брались подряды стартовой ценой свыше 300 млн руб. Две трети таких подрядов – на 123,4 млрд руб. – получили четыре крупнейшие компании: АРКС Геннадия Тимченко, «Мостотрест» Аркадия Ротенберга, НПО «Космос» и «Ингеоком» (см. врез на стр. 19).

Лидеры на трассах. ООО «ИФСК «АРКС»

39,8 млрд руб. Реконструкция Балаклавского проспекта, Рублевского и Каширского шоссе и др.

ОАО «Мостотрест»

28 млрд руб. Строительство и реконструкция развязок на Ленинградском шоссе и др.

ЗАО «Объединение «Ингеоком»

28 млрд руб. Реконструкция Варшавского и Ярославского шоссе и др.

НПО «Космос»

27,6 млрд руб. Реконструкция Дмитровского и Ленинградского шоссе и др.

Самый большой портфель – у АРКС: только реконструкция трех магистралей и развязка на Волгоградском проспекте принесут ей 39,8 млрд руб. В первом полугодии 2010 г., еще при Юрии Лужкове, АРКС тоже лидировала на госторгах – на 7,4 млрд руб. крупных подрядов (свыше 300 млн руб.). Ее совладелец Владимир Лавленцев до ноября 2010 г. был замруководителя департамента городского заказа. Но новое руководство Москвы заморозило почти все стройки, и в первом полугодии 2011 г. АРКС выиграла один конкурс – на строительство подземного перехода за 380 млн руб.

Тимченко получил блокпакет АРКС летом 2011 г. Предприниматель обычно становится акционером в обмен на обязательство помочь административным ресурсом, указывали близкие к Тимченко люди. Как стало известно «Ведомостям», сейчас АРКС готовится к тендеру на реконструкцию второго этапа Балаклавского проспекта стоимостью 9,65 млрд руб.

Два объекта на конкурсе досталось «Мостотресту» Аркадия Ротенберга. До мая 2012 г. у компании в работе был всего один объект – развязка Ленинградского шоссе и МКАД за 4,85 млрд руб. (завершен). Но накануне отставки с поста президента Дмитрий Медведев распорядился отдать «Мостотресту» все дорожные подряды вокруг Сколкова (шесть объектов). Это позволит ускорить строительство дорог, необходимых для проведения саммита «восьмерки» в Сколкове в 2014 г., объясняла тогда пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова.

Место проведения саммита недавно было перенесено в Сочи, но подряды остались. Их стоимость еще не просчитана, говорит представитель компании. Москва сообщала, что реконструкция Можайского шоссе обойдется в 10 млрд руб., развязка на Можайском шоссе – в 2,75 млрд руб., развязка Сколковского шоссе и МКАД – в 3 млрд руб.

«Мостотрест» будет строить также южный участок Северо-Западной хорды – 17 км (всего – 29 км) стоимостью 29 млрд руб. Таким образом, у «Мостотреста» подрядов минимум на 44 млрд руб.

Примерно поровну дорожных подрядов – около 28 млрд руб. – у старейших строительных компаний Москвы: «Ингеокома» семьи Рудяков (создана в 1989 г.) и НПО «Космос» Андрея Чернякова (в 1991 г.). Представитель «Ингеокома» подтвердил сумму контрактов, связаться с Черняковым не удалось.

В лидеры не выбился самый крупный в прошлом строитель дорог – «Трансстрой» Олега Дерипаски. С 2011 г. компания участвовала во всех крупных конкурсах, а выиграла один – на реконструкцию Щелковского шоссе за 9,42 млрд руб. «Наше ценовое предложение и опыт всегда были конкурентоспособны, в некоторых конкурсах наше предложение было лучше, чем у победителей», – сетует заместитель гендиректора «Трансстроя» Павел Турбанов.

У других строителей подрядов меньше: у «Мосинжстроя» – на 6,34 млрд руб., у ПК «Термосервис» – на 4,943 млрд, у «Дормоста» – на 3,453 млрд, у МИСК – на 2,7 млрд, у «Трансгидростроя» – на 1,237 млрд руб.

Рынок делят несколько компаний, для города есть риск сговора между ними, считает аналитик компании «Метрополь» Андрей Рожков. Снижение на торгах составляет от 8 до 22%, поэтому речи о сговоре быть не может, полагает руководитель стройкомплекса Москвы Марат Хуснуллин. По информации департамента строительства, экономия за счет торгов в 2011–2012 гг. достигла 22,2 млрд руб.

По мнению Рожкова, рентабельность в дорожном строительстве зависит от числа участников тендера, расположения производственных мощностей и сложности проекта: если речь о сложной развязке, то по валовой выручке рентабельность может составить 18%, при расширении магистрали – 7–8%. Подрядчики уверяют, что по городским заказам работают на грани рентабельности – 2–3%. Это подтверждает и сотрудник мэрии.

В 2012 г. на строительство дорог было потрачено 77,3 млрд руб., сообщил представитель департамента строительства, в текущем планируется провести 157 процедур на 99,3 млрд руб.