СП «Суммы» и Vitol получило землю в Роттердаме

Структура группы «Сумма» Shtandart TT получила землю под нефтяной терминал в порту Роттердам в аренду на 28 лет. Но откуда туда пойдет нефть – пока не ясно

Совместная компания группы «Сумма» и Vtti (судоходная структура нефтетрейдера Vitol) – Shtandart TT B.V. (у «Суммы» – 75%, у Vtti – 25%) подписала соглашение с портом Роттердам о передаче в аренду на 28,5 года земли для строительства нефтеналивного терминала – Tank Terminal Europoort West (TEW). Об этом сообщила «Сумма» 5 апреля. Также у «Суммы» есть опцион на продление аренды земли под терминал еще на 25 лет, добавляет представитель группы. Получить комментарии Vtti не удалось.

Соглашение о передаче земли под TEW – часть подписанного в конце октября 2011 г. генерального соглашения между Shtandart TT и портом Роттердам о проектировании, строительстве и эксплуатации нефтяного и нефтепродуктового терминала. Планируемый объем перевалки – 50 млн т нефти и 12 млн т светлых нефтепродуктов. Tерминал сможет принимать супертанкеры дедвейтом до 300 000 т. Объем инвестиций – до $1 млрд.

Строительство терминала начнется в 2014 г., сообщила «Сумма», ввод в эксплуатацию намечен на 2016 г. Ранее планировалось запустить его в 2015 г. Но в земле, выделенной под TEW, были обнаружены боеприпасы, оставшиеся со времен Второй мировой войны, это замедлило работы. Сейчас обследование участка почти завершено и сняты все вопросы относительно безопасности боеприпасов, оставшихся на территории порта, уточняет «Сумма».

На базе терминала планируется создать площадку для торговли нефтью марки Urals, рассказывал в феврале прошлого года в интервью «Ведомостям» владелец и председатель совета директоров группы «Сумма» Зиявудин Магомедов. Бизнесмен не исключал, что группа для транспортировки российской нефти из порта Приморск (принадлежит группе НМТП, где контрольным пакетом «Сумма» владеет вместе с государственной «Транснефтью») может заказать танкеры дедвейтом до 196 000 т. «При консервативном сценарии» их понадобится 6–8, при оптимистичном – 12–13, отмечал он. Этот план у «Суммы» сохранился, уверяет близкий к компании источник.

К участию в проекте создания на базе TEW торговой площадки для Urals «Сумма» пыталась привлечь своего партнера по группе НМТП (совместно владеют 50,1% стивидорной компании) – «Транснефть». Компании обсуждали возможность предоставления клиентам «сквозной ставки» на транспортировку российской нефти до Роттердама, говорит источник «Ведомостей», близкий к одной из сторон переговоров. Но сейчас диалога об этом с «Транснефтью» нет, отмечает он. «Задача «Транснефти» виделась в обеспечении плеча для нефти от Приморска до Роттердама, причем морская логистика должна была быть на минимуме фрахтовой ставки. Получалось, что наша работа, по мнению «Суммы», стоила ноль копеек! Работать с такой бизнес-моделью государственному предприятию не дело», – объяснял в интервью «Коммерсанту» позицию трубопроводной монополии ее президент Николай Токарев. Связаться с представителем «Транснефти» не удалось.

Российские нефтяные компании не поддержали проект «Суммы» на прошедшем недавно совещании в Минэнерго, рассказывает один из участников. Сейчас ни одна из нефтяных компаний не будет гарантировать поставки в 2016 г. – рынок нефти слишком волатильный, говорит источник в «Сумме». Тем не менее «Сумма» ведет переговоры о поставках нефти на TEW с российскими нефтяными компаниями, уверяет собеседник «Ведомостей», не раскрывая имен. Он не исключил, что «Сумма» и Vtti могут привлечь в проект других партнеров.

Новый терминал в порту Роттердам будет загружен, и не обязательно Urals, уверен гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов. В Роттердаме много мощностей, требующих модернизации, плюс к 2016 г. многие нефтяные терминалы будут выведены из эксплуатации, напоминает эксперт.