Статья опубликована в № 3643 от 01.08.2014 под заголовком: Сигареты в убыток

Крупнейший поставщик сигарет в Россию - JTI снизила отгрузки на рекордные для рынка 18,8%

Крупнейший поставщик сигарет в Россию - JTI снизила отгрузки на рекордные для рынка 18,8%. Одна из причин - усиление ценовой конкуренции
Chris Goodney / Bloomberg

Российские отгрузки Japan Tobacco International (JTI) сократились во II квартале 2014 г. к уровню годичной давности на 18,8%, сообщила компания. Абсолютный показатель она не раскрывает. Весь российский рынок уменьшился, по ее оценке, на 12,7% из-за роста акцизов (см. врез), а соответственно, и цен на легальные сигареты - люди стали покупать больше серого товара. Другими причинами ухудшения результатов компания называет «неблагоприятные изменения» в товарных запасах и сокращение продаж в средней и низкой ценовых категориях в результате «тактической ценовой конкуренции».

Конкуренты придерживают цены, JTI же приняла стратегическое решение не участвовать в ценовой войне, уточнил «Ведомостям» ее представитель. Хотя в отгрузках сигарет доля JTI во II квартале и снизилась за год на 0,5 п. п. до 35,7%, в деньгах она осталась на уровне 36,4%, обращает он внимание.

JTI первой из транснациональных компаний признает, что ценовая конкуренция влияет на рынок. Philip Morris International (российские отгрузки во II квартале сократились на 4,8% до 21,9 млрд сигарет) и British American Tobacco (сообщила о снижении отгрузок без конкретики) указывали в своих отчетах, что продажи сигарет в России снижаются из-за роста акцизов и, как следствие, расширения нелегальной торговли.

С 1 июня 2014 г. в России запрещена открытая выкладка сигарет и цена стала единственным действенным методом борьбы за покупателя, рассуждает сотрудник одной из табачных компаний. В этой ситуации производители начинают искусственно сдерживать рост цен (особенно на дешевые сигареты), жертвуя рентабельностью, лишь бы покупатель не переключался на нелегальный товар, объясняет источник в другой табачной компании.

Сдержать ценовую войну можно, введя единую минимальную цену на сигареты, как это предлагает зампред комитета по экономической политике Госдумы Виктор Звагельский. Его законопроект (еще не внесен в Думу) предполагает, что с 2015 г. минимальная цена пачки сигарет составит 55 руб. и будет пересматриваться по мере изменения акциза, а также индексироваться в соответствии с инфляцией. Российские производители возмущались предложением депутата и даже жаловались в Минфин, что оно устранит конкуренцию и приведет к монополизации рынка транснациональными компаниями.

У таких компаний значительная часть портфеля приходится на сегменты «премиальный», «суперпремиальный» и «средний плюс» и те, кто до сих пор предпочитал сигареты последней ценовой категории, после их подорожания могут переключиться на сигареты нижнего сегмента, причем не обязательно той же марки, рассуждает сотрудник одной из табачных компаний. У JTI, по подсчетам источника в другой компании, около 17% продаж приходится на марки низкой и средней ценовых категорий, еще столько же - на «средний плюс». Если акцизы проиндексируют, то дорогие сигареты вырастут в цене сильнее, чем дешевые, люди станут быстрее переходить на более дешевые марки и борьба за покупателя обострится, не сомневается менеджер еще одной табачной компании.

От официальных комментариев представители Philip Morris и British American Tobacco воздержались.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать