Бизнес
Бесплатный
Дарья Тросникова|Олег Сальманов
Статья опубликована в № 3651 от 13.08.2014 под заголовком: Операторы побороли контент

Борьба с мобильным мошенничеством подорвала доходы операторов от контента

Борьба с мобильным мошенничеством подорвала доходы операторов от продажи контента. А контент-провайдеры потеряли 15% доходов еще до того, как новое регулирование вступило в силу
Операторы готовы пожертвовать выручкой от контента ради лояльности пользователей
М. Стулов / Ведомости

Выручка российских сотовых операторов от контент-услуг в I квартале 2014 г. сократилась почти на 17% по сравнению с тем же периодом 2013 г.: с 16 млрд до 13,3 млрд руб., а по сравнению с предыдущим кварталом снижение составило 12,7%, подсчитало агентство AC&M-Consulting. По словам аналитика AC&M-Consulting Оксаны Панкратовой, за первые три месяца года выручка от брендированных контент-услуг операторов сократилась на 10%, а контент-провайдеры потеряли около 15% выручки. По итогам II квартала 2014 г. операторов ждет рекордное снижение доходов от контент-услуг - минимум на 25%, прогнозирует она. Операторы, по ее прогнозу, потеряют от 10 до 15%, а вот выручка от услуг контент-провайдеров может сократиться на 40-50%.

Раньше выручка от контент-услуг в России из года в год стабильно росла, столь резкое падение связано с тем, что во II квартале 2014 г. вступили в силу поправки в закон «О связи», направленные на борьбу с мобильным мошенничеством, поясняет Панкратова. А готовиться к нему операторы начали заранее, что сказалось на падении выручки уже в I квартале, добавила она.

С 1 мая 2014 г. вступила в силу новая редакция закона «О связи». Теперь абонент должен давать явное согласие на оплату мобильного контента, а оператор связи - предоставлять ему полную информацию об услуге, ее владельце и стоимости. В ответ на запрос контента оператор должен сначала прислать абоненту sms со стоимостью и видом услуги, а также запрос на подтверждение ее покупки. Свое согласие на предоставление услуги абонент должен подтвердить ответным сообщением. Кроме того, абонент может потребовать от оператора открыть ему специальный счет для оплаты контентных услуг, после чего деньги за мобильный контент должны списываться только с этого счета.

Участники рынка предполагали, что изменение в регулировании приведет к сокращению потребления контентных услуг: председатель Ассоциации провайдеров мобильных услуг и контента Надежда Анциферова опасалась, что контент-провайдеры в результате могут потерять минимум 70% своих доходов. А вот операторы не только были готовы к падению выручки, но и осознанно шли к снижению доходов от контент-услуг. «Вымпелком», например, реализовал программу по защите и информированию абонентов, говорит его представитель Анна Айбашева. Если компания выявляет нарушения со стороны контент-провайдеров, то полученные с них штрафы она распределяет среди абонентов. По итогам II квартала «Вымпелком» распределил 40 млн руб. возвратов и компенсаций между 400 000 абонентов. Это, безусловно, сказалось на выручке оператора за апрель - июнь 2014 г., говорит Айбашева. Во II квартале 2014 г. сервисная выручка «Вымпелкома» от мобильных услуг снизилась на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 54,9 млрд руб.

МТС не выделяет выручку от продажи контента в своей отчетности. Выручка оператора «других VAS-услуг», куда компания относит контентную выручку и доходы от передачи сообщений, сократилась в I квартале 2014 г. на 5% год к году, говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников. Он связывает это как раз со снижением доходов от контента в результате борьбы с мошенничеством в этом сегменте. Количество претензий абонентов, связанных с мошенничеством, в I квартале 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. снизилось более чем в 7 раз, радуется он. А президент МТС, представляя результаты квартала, даже отметил снижение выручки от продажи контента как достижение оператора, обещая продолжать сокращать ее.

Снижение выручки «Мегафона» от контент-услуг находится на прогнозируемом уровне и вызвано ограничениями рассылок sms-сообщений, отправляемых с коротких буквенных и цифровых номеров других операторов, говорит представитель оператора Олеся Яременко. Она напомнила, что в ноябре 2013 г. «Мегафон» первым приступил к таким блокировкам sms-спама.

У Tele2 выручка от контентных услуг в последние несколько кварталов остается стабильной, говорит представитель оператора Константин Прокшин. Не растет она не столько из-за нового законодательства, сколько из-за снижения популярности «классических» контентных сервисов (гороскопы, погода), добавляет он. Он надеется, что дальнейшему увеличению доходов в этом сегменте будет способствовать развитие быстрого мобильного интернета, поскольку услуги по доставке «тяжелого» контента (музыки, видео) имеют большой потенциал роста.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more