Лосось собственного производства впервые внес существенный вклад в прибыль группы «Русское море»

В следующем году аквакультура может обеспечить группе более 50% операционной EBITDA
"Русское море"

Группа компаний «Русское море» Максима Воробьева и Глеба Франка впервые отразила в своих финансовых показателях продажи атлантического лосося собственного производства. Судя по опубликованной отчетности компании за девять месяцев 2014 г., новый бизнес у группы самый прибыльный. В январе - сентябре 2014 г. ее выручка увеличилась к уровню годичной давности на 13,4% до 13,2 млрд руб., а операционная EBITDA утроилась и достигла 686 млн руб., причем треть этого показателя обеспечил сегмент аквакультуры (промышленное производство форели и атлантического лосося). Рентабельность по операционной EBITDA в сегменте аквакультуры составила 23,4 против 3,4% в основном, дистрибуторском, бизнесе группы.

Начало продаж собственного лосося с введением эмбарго благотворно повлияло на бизнес «Русского моря», констатирует аналитик ЦЭП Газпромбанка Дарья Снитко. С тех пор цены на красную охлажденную рыбу существенно выросли, отмечает она. Дангауэр признает, что оптовая цена 1 кг охлажденного лосося сейчас примерно на четверть выше, чем до эмбарго, - 480 руб. В следующем году это будет в среднем 400 руб./кг, ожидает он. Дополнительное преимущество для отечественных производителей рыбы - девальвация рубля, замечает Снитко.

Такие результаты «говорят сами за себя» и подтверждают «правильность выбранного пути», цитируются в сообщении «Русского моря» слова гендиректора группы Дмитрия Дангауэра. Котировки акций компании на Московской бирже выросли на 13,7% до 58 руб. за бумагу.

Рыбное производство «Русское море» запустила в 2007 г., купив форелеводческое хозяйство в Карелии, но продажи форели собственного производства никогда не превышали 1% общей выручки компании. С 2011 г. группа выращивает также лосося в Баренцевом море - в III квартале этого года первая продукция с ее лососевых ферм начала продаваться в магазинах. С июня по сентябрь 2014 г. группа продала 3000 т лосося, а всего в этом году планирует продать 4000 т, следует из ее сообщения.

Ранее представитель «Русского моря» говорил, что эти продажи не учтены в отчетности за первое полугодие, но их отразят данные за девять месяцев. Основной конкурент группы - компания «Русский лосось» - в 2014 г. планирует произвести 12 000-14 000 т атлантического лосося, говорит ее исполнительный директор Павел Тихонов. Правда, в виде охлажденной продукции на рынок поступит не более 10%, остальная рыба отправится в качестве сырья на переработку для компании «Балтийский берег» (обе входят в одноименную группу).

В 2014 г. доля собственного производства в продажах красной рыбы «Русского моря» составит 10-15%, а в следующем году вырастет до 35-40%, общий вклад аквакультуры в операционную EBITDA группы превысит 50%, пообещал Дангауэр «Ведомостям». Росту этих показателей способствует запрет на импорт продуктов питания из некоторых стран, введенный Россией с августа 2014 г., объясняет представитель группы. Под запрет попал и норвежский лосось, крупнейшим импортером которого являлось как раз «Русское море»: доля Норвегии в российском импорте красной рыбы превышала 36% (данные ФТС). Норвежский лосось группа частично заменила лососем с Фарерских островов, но поставки оттуда начались только в сентябре и не превышают 1000 т в месяц, говорит Дангауэр.