Уроки катастрофы Germanwings

В России правило «двух человек в кабине» действует много лет, но с психологом пилоты общаются раз в год
Многие авиакомпании вводят правило «двух человек в кабине»
М. Стулов / Ведомости

Немецкие авиакомпании, авиавласти Канады, а также крупнейший британский лоукостер Easyjet и латвийская Airbaltic объявили, что вводят правило «двух человек в кабине». Это значит, что если одному из пилотов нужно выйти из кабины, то его место должен занять или летчик сменного экипажа (на длинных рейсах), или бортпроводник.

Ужесточение правил - реакция на катастрофу А320 лоукостера Germanwings, второй пилот которой, как сообщил прокурор Марселя, оставшись в кабине один, закрыл дверь и направил самолет вниз.

Власти Европейского союза также будут изучать вопрос о запрете летчикам находиться в кабине по одному, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на неназванного эксперта ЕС.

.

В России старший бортпроводник каждые 15 минут связывается с экипажем по переговорному устройству, рассказывает Игорь Дельдюжов, президент Шереметьевского профсоюза летного состава (28 лет летной деятельности, последние 13 лет работал КВС в «Аэрофлоте»). Если вызов остается без ответа, то бортпроводник может попытаться открыть дверь с помощью кода, который у каждого самолета свой. При наборе кода в кабине раздается звуковой сигнал, информирующий о попытке открытия двери. И экипаж может заблокировать дверь изнутри. Кроме того, дверь запирается изнутри и на механический замок.

В России такие правила действуют уже много лет. Запрет оставлять одного пилота в кабине пассажирского самолета прописан в Федеральных авиационных правилах, которые обязаны выполнять все отечественные авиакомпании. Вышедшего из кабины пилота заменяет или коллега из сменного экипажа, или бортпроводник.

Представитель Росавиации, которая утверждает правила полетов всех авиакомпаний, заявил, что все перевозчики прописали в инструкциях норму "два человека в кабине" . Это подтвердили представители «Аэрофлота», «Трансаэро», S7 и «Ютэйр».

Норма о присутствии в кабине двух человек появилась в России, когда экипажи на новых самолетах сократились до командира воздушного судна и второго пилота, рассказывает летчик одной из крупнейших авиакомпаний страны. Если пилоту станет плохо, стюардесса сможет позвать на помощь, объясняет собеседник. «Но никто не предполагает, что человек, который оказался в кабине, начнет делать что-то намеренно», - добавляет он.

В инструкциях российских авиакомпаний также не сказано, что эта мера может защитить от случаев, когда пилот намеренно причиняет ущерб. По правилам «Аэрофлота» стюард должен быть в кабине «для визуального контроля». Правила «Ютэйр» объясняют необходимость присутствия двух человек в кабине «предотвращением доступа в кабину посторонних лиц».

Рекомендация не оставлять в кабине одного человека есть и в нормах международных организаций гражданской авиации - ICAO и IATA. Однако, говорит представитель Росавиации, это рекомендуемые стандарты. Национальное законодательство может от них отличаться.

Второй пилот разбившегося на юге Франции лайнера А320 был болен, однако скрывал этот факт от начальства, сообщило в пятницу Associated Press со ссылкой на прокуратуру немецкого Дюссельдорфа. Ранее немецкая газета Bild писала, что пилот, ставший причиной катастрофы А320, впал в тяжелую депрессию в 2009 г. и с тех пор проходил курс психиатрического лечения.

«Выявить депрессию походя коллегам или руководству невозможно – для этого нужна серьезная работа психолога или психотерапевта», - уверен врач психиатр-психотерапевт, доцент Московского институт психоанализа Владимир Файзильберг.

В советское время экипажи были постоянными: капитан, второй пилот и бортинженер всегда летали вместе, зачастую дружили семьями и поддерживали друг друга, вспоминает президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов. Сейчас же бывают случаи, что, придя на вылет, пилот видит напарника впервые, сожалеет он. В итоге пилоты оказываются в стрессовой ситуации с фактически незнакомыми людьми и это не идет на пользу делу, комментирует Файзильберг. Единственным методом профилактики он считает более частое проведение медицинских осмотров.

В России пилоты проходят врачебно-летную экспертную комиссию раз в год, говорит представитель Росавиации. В эту комиссию входит психолог, уточняет представитель "Аэрофлота". Также есть полугодовые и квартальные комиссии, но там проверяют только физическое здоровье, добавляет он. Во время предполетного осмотра проверяют пульс, давление и прочие показатели, продолжает собеседник, при этом врач обязательно спрашивает пилота про настроение и самочувствие, не тревожит ли человека что-то. Опытные врачи сразу видят расхождение, если пилот, например, говорит, что у него всё в порядке, но у него наблюдается учащенный пульс, отмечает представитель «Аэрофлота».

В самом начале обучения пилоты проходят обследование в летном училище, по окончании получают специальную характеристику. Перед приемом в авиакомпанию пилоты проходят комплексный психологический тест в виде анкеты - опрос длится в течение целого дня. Также психологический тест проходит каждый пилот, который хочет переучиться на новый тип судна - и это происходит довольно часто, говорит представитель Росавиации.

Владимир Файзильберг уточняет: как правило, для подбора работников для профессий с высоким уровнем риска - в том числе пилотов и авиадиспетчеров - используется тест MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory). Он введен в 1946 г. для подбора агентов ЦРУ. «Говорить о том, что этот тест устарел или необъективен, нельзя. Однако он делается раз в несколько лет. В этом кроется проблема. За год может многое измениться», - говорит специалист.