Михалков и Кончаловский готовы конкурировать с McDonald's

Режиссеры попросили Путина и правительство помочь с созданием сети национальных кафе-кулинарий «Едим дома!»
Михалков и Кончаловский хотят создать национальную сеть кафе-кулинарий
С.Бобылев / ИТАР-ТАСС

Братья-режиссеры Андрей Кончаловский и Никита Михалков 16 марта попросили президента Владимира Путина помочь им в создании национальной сети кафе-кулинарий под брендом «Едим дома!». Копия соответствующего письма есть в распоряжении "Коммерсанта". «Цель данного проекта – способствовать импортозамещению и созданию альтернативы западным сетям фастфуда», – пишут режиссеры. По их оценке, на запуск проекта потребуется 971,8 млн руб. инвестиций, которые могут окупиться за 4,8 года. «Учитывая социально-политический характер проекта... просим поручить осуществление проекта «Едим дома!» правительству РФ», – говорится в письме.

Восемь дней спустя Путин поручил вице-премьеру Аркадию Дворковичу «рассмотреть и поддержать в контексте решения задач импортозамещения» проект, проработав его с регионами. 9 апреля этот вопрос обсудили на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича с участием представителей Минэкономики, Минпромторга, Минсельхоза, администраций Московской и Калужской областей.

Кончаловский подтвердил факт обращения к Путину за поддержкой и финансированием проекта. Он сказал  ТАСС, что есть идея создать в России "сеть доступной честной еды" и что они ждут реакции правительства. Ни о каких конкретных аспектах идеи он пока рассказать не может. "Вот если бы что-то решило правительство, тогда можно разговаривать", – добавил режиссер.

Сеть могла бы существовать в формате небольших кулинарий, совмещенных с кафе. Блюда планируется готовить на региональных фабриках-кухнях, которые будут задействовать в меню 30–40% местных продуктов. Они могли бы также снабжать питанием социальные учреждения, в том числе детские дома и интернаты. Пилотные проекты предлагается реализовать в Московской и Калужской областях – построить по две фабрики-кухни, открыть 41 кафе и 91 кулинарию.

Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков отказался комментировать "эту тему", но подтвердил, что недавно президент принимал Никиту Михалкова. Об этом сообщил "Интерфакс". После совещания у Дворковича его пресс-секретарь Алия Самигуллина уточнила, что проект не потребует бюджетной поддержки и будет претендовать на участие в существующих механизмах поддержки малого и среднего бизнеса в общем порядке.

В McDonald's сказали, что конкуренции не боятся. Гендиректор сети «Теремок» Михаил Гончаров считает, что «конкуренции всех уже научил McDonald's: в радиусе 3 км от его ресторана не имеет смысла открывать бюджетную точку питания». По его оценкам, для открытия одного кафе потребуется около 10 млн руб., еще 100–200 млн руб. – для фабрики-кухни. Это без учета расходов на персонал. «Чтобы проект окупился в заявленный срок, средний чек в кафе должен быть не ниже 350 руб.», – полагает он.

Юлия Высоцкая ведет кулинарную программу "Едим дома!" на телевидении, телепроект продюсерского центра ее мужа Андрея Кончаловского был запущен в 2003 г. Сейчас под этим брендом работают кулинарные студии и фирменный кулинарный магазин, выпускается журнал "Хлебсоль", действует социальная кулинарная сеть, продаются товары для дома и кухни. В начале апреля 2015 г. Высоцкая открыла домашний ресторан "Юлина кухня", в меню которого есть фирменные блюда семейства Михалковых-Кончаловских. Также вместе с шеф-поваром Дэниэлом Фиппардом она открыла рестораны Food Embassy и "Ёрник".

"Коммерсантъ" напоминает, что бренд «Едим дома!» принадлежит жене Кончаловского – актрисе и телеведущей одноименной передачи Юлии Высоцкой. Ее же предлагается сделать лицом новой сети.

В середине 90-х под покровительством мэра Москвы Юрия Лужкова уже делали попытку создать конкурента McDonald's с явно национальным колоритом. Было зарегистрировано ОАО «ТПО «Русское бистро», 21% в котором получила компания "Хельга", принадлежавшая Игорю Малышкову, сыну Владимира Малышкова, руководителя департамента потребительского рынка и услуг города (эту должность он занимал с 1993 г. до ухода в отставку со сменой мэра в 2010 г.). Малышков-старший курировал проект. Из документов Роспатента можно узнать, что в 1995–1996 гг. он, Юрий Лужков, Елена Батурина и еще шесть человек зарегистрировали способ производства кваса и медового напитка, а также рецепт кулебяки и пирожков, униформу и фирменное крыльцо для «Русского бистро».

Застройщики некоторых новых торговых центров по требованию были обязаны предоставить площади "Русскому бистро", писала GZT.RU. По информации этого издания, в запуск проекта было вложено $15,6 млн, потом в развитие проекта инвестировали еще несколько десятков миллионов долларов.

Позже на рынке заговорили об ошибках в управлении сетью, из-за чего она понесла финансовые, а после и репутационные потери, напомнила GZT. Популярность сети снижалась. Кафе превратились в рюмочные. В 2001 г. Следственный комитет МВД возбудил уголовное дело по факту хищения $1,3 млн, выделенных сети из столичного бюджета на закупку новой технологической линии по производству рулетов. Компанию-посредника при закупках оборудования – ООО "Мара" – в МВД подозревали в связях с Игорем Малышковым. Как писали "Ведомости", в деле фигурировали вице-мэры Иосиф Орджоникидзе и Олег Толкачев, а также Малышков-старший. Однако в 2002 г. дело было закрыто, так как следствие пришло к выводу, что в действиях чиновников нет состава преступления.

В 2006 г. Владимир Силкин, руководитель департамента имущества Москвы, сказал "Ведомостям", что город продаст “Русское бистро” и цена его будет невысокой. "Мне сложно оценивать успешность этого бизнеса, это вопрос скорее к департаменту потребительского рынка. Возможно, идея была хорошая, но менеджмент плохой. А собственник вовремя не поменял менеджеров. Не исключаю, что в начале 1990-х город должен был дать импульс развитию фастфуда. Но этот проект нужно было развить и вовремя продать", – заявил он.

На момент отставки Лужкова сеть "Русское бистро" работала по франчайзингу в руках частных предпринимателей.

Был в России и "наш ответ" KFC. Первая закусочная «Ростик'с», специализирующаяся на блюдах из курятины, открылась в Москве в 1993 г. До 2005 г. сеть входила в холдинг «Росинтер», но затем была выведена в отдельное направление бизнеса. В том же году «Ростик групп» договорилась о стратегическом альянсе с Yum! Restaurants International, "дочкой" американской Yum! Brands. В 2010 г. структура Yum! – «Ям! Ресторантс интернэшнл менеджмент С.а.р.л» выкупила кипрскую компанию, управляющую сетью «Ростик'с – KFC».