РЖД может лишиться не только субсидий на «поддержание финансовой устойчивости»

Минфин хочет сократить и выплаты на компенсацию потерь от пассажирских перевозок
РЖД может остаться без компенсаций/ А. Гордеев/ Ведомости

Только на прошлой неделе новый президент РЖД Олег Белозеров рассказывал президенту Владимиру Путину, что монополия стала больше внимания уделять работе с клиентами, запустила новые скоростные поезда, стабилизировала ситуацию с пригородными перевозками, которым в начале года грозила отмена. И, возможно, РЖД придется продолжать эту работу, в большей степени опираясь на собственные силы, а не на помощь государства.

Минфин предлагает выдать РЖД в 2016 г. 26,5 млрд руб. субсидий для компенсации потерь от пассажирских перевозок (10 млрд руб. – за перевозки в поездах дальнего следования, 16,5 млрд руб. – за пригородные), говорится в материалах министерства, с которыми удалось ознакомиться «Ведомостям». С этими предложениями знаком и источник, участвующий в обсуждении финплана монополии в правительстве. В этом году РЖД получила 25 млрд руб. на компенсацию потерь от пассажирских перевозок. Но вот в финплане РЖД на 2016 г. предусмотрено 36,5 млрд руб.

Предложения Минфина на 2017 г. – 25,5 млрд руб. (10,3 млрд руб. на дальнее следование и 15,2 млрд руб. – для пригородных перевозок), на 2018 г. – 25,4 млрд руб. (11,3 млрд и 14,1 млрд руб. соответственно). Минтранс, например, в 2017 г. предлагал выделить РЖД 35–37 млрд руб. на пригородные перевозки и 25 млрд руб. на перевозки дальнего следования.

Представители Минтранса и Минфина на вопросы не ответили. Их коллега из РЖД от комментариев отказался.

Пассажирские перевозки в дальнем следовании для РЖД убыточны (см. график). Пригородные перевозки – тоже, но для них правительство летом обнулило НДС (это сэкономило пригородным компаниям 6,5 млрд руб. в этом году, по подсчетам РЖД). Такую же меру для перевозок дальнего следования лоббировал Минтранс – по оценке вице-президента РЖД Михаила Акулова, это позволило бы сэкономить 5 млрд руб. на обновление парка пассажирских поездов.

Реальный размер субсидий, необходимых РЖД, чтобы компенсировать убытки от пассажирских перевозок, оценить сложно – ведь она не раскрывает, на что идут деньги, говорит источник в одной из компаний – контрагентов монополии. Лучше всего монополии сокращать издержки, считает он.

РЖД предстоит побороться за субсидии на «поддержание финансовой устойчивости». Если тариф на перевозки грузов вырастет в 2016 г. на 10%, то РЖД рассчитывала получить 40 млрд руб. из бюджета, чтобы не уйти в минус и профинансировать 430 млрд руб. инвестпрограммы. Но чиновники против. Минэкономразвития считает, что при 10%-ном повышении субсидии РЖД не понадобятся. По мнению руководителя ФАС Игоря Артемьева, повышения на 7,5–10% будет достаточно «и без субсидий» (его слова привел «Интерфакс»).