Статья опубликована в № 4301 от 13.04.2017 под заголовком: «Роснефть» построит за чужой счет

«Роснефть» хочет построить терминал для ВНХК чужими руками

Строить его должен сторонний инвестор, но полного возврата средств не будет
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

«Роснефть» представила чиновникам финансово-экономическую модель и план развития инфраструктуры Восточной нефтехимической компании (ВНХК). Документы обсуждались 30 марта в Минэнерго. «Ведомостям» удалось ознакомиться с протоколом совещания, утвержденным замминистра энергетики Кириллом Молодцовым. Содержание документа подтвердил чиновник.

Из протокола следует, что на первом этапе в составе ВНХК предполагается создание нефтеперерабатывающего завода (1-я и 2-я очереди) стоимостью 658,7 млрд руб. и инфраструктуры (водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, железнодорожные и автомобильные переходы и подготовка территории) стоимостью 129,3 млрд руб. В состав инфраструктуры «Роснефть» включила строительство морского терминала мощностью 3,5 млн т. Он обойдется в 55 млрд руб. (без НДС – в 46,6 млрд руб.).

При этом терминал должен построить сторонний инвестор и передать его в пользование ЗАО «ВНХК» («дочка» «Роснефти»). Компания возместит затраты инвестору. Она обещает в течение 30 лет каждый год перечислять 1,6 млрд руб. То есть всего предполагается выплатить инвестору 48 млрд руб.

Положительное заключение «Главгосэкспертизы» на весь проект «Роснефть» ожидает в апреле-мае, указано в документе.

Представитель «Роснефти» на запрос «Ведомостей» не ответил.

ФГУП «Росморпорт» отказалось согласовывать проект строительства терминала. Оно указало, что в сумме компенсации инвестора не учтены НДС, стоимость привлечения капитала (проценты по кредиту, расходы по лизингу и т. д.), доходность, налог на прибыль с доходов от сдачи имущества в пользование «Роснефти». «Представленная модель позволяет сделать вывод о неэффективности проекта. Рассчитанный чистый приведенный доход отрицательный», – заключил «Росморпорт». Он считает, что следует проработать возможность транспортировки продукции завода через существующие терминалы портов Находка, Восточный и Владивосток.

Минэнерго попросило предоставить вариант модели без господдержки проекта. Ранее «Роснефть» просила средства из ФНБ для ВНХК. Минэкономразвития ждет от компании информацию о таможенных и налоговых поступлениях в бюджет до 2036 г. и результаты маркетинговых исследований потенциальных рынков сбыта продукции.

У Минэкономразвития действительно возник ряд вопросов к финансово-экономической модели ВНХК, подтверждает представитель министерства: «Оценка финансово-экономической модели будет дана после рассмотрения ответов на данные вопросы». «Росморпорт» и Минэнерго не ответили на запросы «Ведомостей».

Масштабный проект

Ожидается, что ВНХК будет построена в районе пади Елизарова Партизанского муниципального района Приморского края. Общая стоимость завода мощностью 30 млн т, включая инфраструктуру, оценивается в сумму около 1,5 трлн руб. В рамках 1-й и 2-й очередей нефтеперерабатывающая мощность составит 12 млн т в год, по производству нефтехимической продукции – 3,4 млн т.

Строительство нового терминала может быть нелогичным, так как потребует больших средств на строительство железнодорожных подходов и причальных сооружений, говорит директор по развитию Portnews Надежда Малышева. У «Роснефти» в Находке есть и собственный терминал для перевалки нефтепродуктов мощностью 7,5 млн т в год, его целесообразно расширить, считает эксперт.

«Роснефть» пока не может договориться с «Газпромом» о поставке газа (потребность – 2,3 млрд куб. м) на ВНХК. Зампред правления монополии Валерий Голубев недавно уверял, что у «Роснефти» есть свой газ и она может его использовать для ВНХК. Нефтяная компания не сможет сама обеспечить газом завод, так как она все ресурсы газа с Дальнего Востока направляет потребителям Сахалинской области и Хабаровского края, где является основным поставщиком газа, говорила вице-президент «Роснефти» Влада Русакова.

ВНХК будет более жизнеспособна, если в проекте будут участвовать иностранные компании, полагает аналитик Сбербанка Валерий Нестеров. В прошлом году «Роснефть» договорилась с китайской ChemChina о создании совместного предприятия для реализации проекта ВНХК. Зарубежные партнеры могут не только привлечь финансирование, но и помочь с реализацией продукции на внешних рынках. «Рынки сейчас затоварены. Переработка развита в Южной Корее и Японии, поэтому конкурировать сложно», – отмечает Нестеров. В то же время российский рынок очень емкий, но основные потребители находятся в европейской части России. Нестеров считает, что проект ВНХК будет обладать синергетическим и мультипликативным эффектом для экономики, позволит развивать сотрудничество со странами АТР. «Стратегически проект важный, но уверенности, что он будет успешным, пока нет», – заключает он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more