Статья опубликована в № 4400 от 05.09.2017 под заголовком: 210 млрд руб. на воздух

Россия может потратить 210 млрд рублей на модернизацию системы аэронавигации

Это позволит авиакомпаниям и государству экономить до 70 млрд рублей в год
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Консалтинговая компания Strategy Partners Group (SPG) по заказу Госкорпорации по организации воздушного движения разработала стратегию развития аэронавигации до 2030 г. «Ведомости» ознакомились с документом, его подлинность подтвердили два человека, близких к госкорпорации.

Для реализации стратегии понадобится 210 млрд руб. в ценах 2017 г. Средства пойдут на закупку оборудования и программного обеспечения, внедрение их современных аэронавигационных технологий. Эта цифра будет уточняться, примерно 80 млрд руб. из этой суммы можно отнести к инвестициям в Московский авиаузел, говорит один из собеседников «Ведомостей».

Госкорпорация реализует свои программы развития за счет собственных доходов, ответил ее представитель на вопрос об источниках средств. Услуги иностранным авиакомпаниям номинированы в валюте, благодаря падению курса рубля ведомство получает ежегодно свыше 10 млрд руб. чистой прибыли, добавляет близкий к госкорпорации человек. «Мы считаем, что стратегия должна быть утверждена постановлением правительства», – говорит представитель госкорпорации. Это сделает документ обязательным к исполнению.

Менять систему нужно, соглашается гендиректор авиакомпании UTair Андрей Мартиросов. «Хотя последние два года улучшения уже есть, – продолжает он. – По сути, авиакомпаниям необходимы прозрачная стоимость аэронавигационных услуг и чтобы самолеты меньше находились в воздухе».

Почему летаем не оптимально

Бывает три вида полетов по неэффективным траекториям – при движении на эшелоне самолеты отклоняются от ортодромии (кратчайший путь по окружности), долго кружат при подлете к аэропорту и снижаются перед посадкой не по прямой, а ступенчато. Потери от этого SPG оценила в 15–20 млрд руб. в год.

Одна из главных проблем для авиаторов – невозможность в ряде случаев летать по оптимальной траектории. Из-за этого и неэффективных схем захода на посадку российские авиакомпании ежегодно теряют 15–20 млрд руб., говорится в стратегии. В случае ее реализации в 2030 г. перевозчики с учетом роста пассажиропотока до 151,9 млн человек смогут экономить 46 млрд руб. в год, а госкорпорация – сократить затраты на техническое обслуживание и персонал на 24 млрд руб. в год.

Воздушные трассы, а также схемы прибытия и захода на посадку в России разработаны на базе устаревших технологий, 96% маршрутов предназначено для полетов по традиционным средствам навигации, сказано в стратегии. А спрямлять траекторию в полете не получается, так как экономическая эффективность перевозчиков не стоит в задачах госкорпорации. Стратегия предусматривает, что отклонение от оптимальной траектории снизится к 2030 г. с 3,5 до 1,5% (в США и Евросоюзе сейчас 2,8 и 2,9% при значительно большей интенсивности движения), среднее дополнительное время полета при снижении в аэропортах Москвы и «Пулково» уменьшится с 12,7 до 7,7 минуты (2,9 минуты в ЕС), средняя длина горизонтального полета в районе аэродромов в Москве и «Пулково» сократится с 32,8 до 22 км (27,8 км в ЕС).

«Впервые в сфере аэронавигационного обслуживания появился документ бизнес-направленности, определяющий, что госкорпорация оказывает госуслугу, что стоимость этого сервиса должна снижаться, а качество – расти, впервые предлагается разработать критерии эффективности этой госуслуги», – передал директор SPG Вадим Гинзбург. Содержание стратегии он не комментирует.

«Сейчас рано говорить, устраивают или не устраивают госкорпорацию положения стратегии. Есть позиции, которые требуют более детального обсуждения, в том числе – с профсоюзными организациями», – отмечает представитель ведомства. Его коллега из Минтранса на запрос «Ведомостей» не ответил.

Изменения в отрасли очень нужны, соглашается ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта Высшей школы экономики Федор Борисов. Он указывает еще на один важный нюанс в стратегии. Она предусматривает участие авиакомпаний в работе госкорпорации. Например, в Канаде до 50% членов совета директоров NavCanada представляют авиакомпании или профессиональные сообщества, указывает Борисов: «Участие бизнес-сообщества повлечет за собой и техническую модернизацию отрасли».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more