Россия может потратить 210 млрд рублей на модернизацию системы аэронавигации

Это позволит авиакомпаниям и государству экономить до 70 млрд рублей в год
Реализация стратегии позволит сократить время пребывания самолетов в воздухе /Андрей Гордеев

Консалтинговая компания Strategy Partners Group (SPG) по заказу Госкорпорации по организации воздушного движения разработала стратегию развития аэронавигации до 2030 г. «Ведомости» ознакомились с документом, его подлинность подтвердили два человека, близких к госкорпорации.

Для реализации стратегии понадобится 210 млрд руб. в ценах 2017 г. Средства пойдут на закупку оборудования и программного обеспечения, внедрение их современных аэронавигационных технологий. Эта цифра будет уточняться, примерно 80 млрд руб. из этой суммы можно отнести к инвестициям в Московский авиаузел, говорит один из собеседников «Ведомостей».

Госкорпорация реализует свои программы развития за счет собственных доходов, ответил ее представитель на вопрос об источниках средств. Услуги иностранным авиакомпаниям номинированы в валюте, благодаря падению курса рубля ведомство получает ежегодно свыше 10 млрд руб. чистой прибыли, добавляет близкий к госкорпорации человек. «Мы считаем, что стратегия должна быть утверждена постановлением правительства», – говорит представитель госкорпорации. Это сделает документ обязательным к исполнению.

Менять систему нужно, соглашается гендиректор авиакомпании UTair Андрей Мартиросов. «Хотя последние два года улучшения уже есть, – продолжает он. – По сути, авиакомпаниям необходимы прозрачная стоимость аэронавигационных услуг и чтобы самолеты меньше находились в воздухе».

Почему летаем не оптимально

Бывает три вида полетов по неэффективным траекториям – при движении на эшелоне самолеты отклоняются от ортодромии (кратчайший путь по окружности), долго кружат при подлете к аэропорту и снижаются перед посадкой не по прямой, а ступенчато. Потери от этого SPG оценила в 15–20 млрд руб. в год.

Одна из главных проблем для авиаторов – невозможность в ряде случаев летать по оптимальной траектории. Из-за этого и неэффективных схем захода на посадку российские авиакомпании ежегодно теряют 15–20 млрд руб., говорится в стратегии. В случае ее реализации в 2030 г. перевозчики с учетом роста пассажиропотока до 151,9 млн человек смогут экономить 46 млрд руб. в год, а госкорпорация – сократить затраты на техническое обслуживание и персонал на 24 млрд руб. в год.

Воздушные трассы, а также схемы прибытия и захода на посадку в России разработаны на базе устаревших технологий, 96% маршрутов предназначено для полетов по традиционным средствам навигации, сказано в стратегии. А спрямлять траекторию в полете не получается, так как экономическая эффективность перевозчиков не стоит в задачах госкорпорации. Стратегия предусматривает, что отклонение от оптимальной траектории снизится к 2030 г. с 3,5 до 1,5% (в США и Евросоюзе сейчас 2,8 и 2,9% при значительно большей интенсивности движения), среднее дополнительное время полета при снижении в аэропортах Москвы и «Пулково» уменьшится с 12,7 до 7,7 минуты (2,9 минуты в ЕС), средняя длина горизонтального полета в районе аэродромов в Москве и «Пулково» сократится с 32,8 до 22 км (27,8 км в ЕС).

«Впервые в сфере аэронавигационного обслуживания появился документ бизнес-направленности, определяющий, что госкорпорация оказывает госуслугу, что стоимость этого сервиса должна снижаться, а качество – расти, впервые предлагается разработать критерии эффективности этой госуслуги», – передал директор SPG Вадим Гинзбург. Содержание стратегии он не комментирует.

«Сейчас рано говорить, устраивают или не устраивают госкорпорацию положения стратегии. Есть позиции, которые требуют более детального обсуждения, в том числе – с профсоюзными организациями», – отмечает представитель ведомства. Его коллега из Минтранса на запрос «Ведомостей» не ответил.

Изменения в отрасли очень нужны, соглашается ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта Высшей школы экономики Федор Борисов. Он указывает еще на один важный нюанс в стратегии. Она предусматривает участие авиакомпаний в работе госкорпорации. Например, в Канаде до 50% членов совета директоров NavCanada представляют авиакомпании или профессиональные сообщества, указывает Борисов: «Участие бизнес-сообщества повлечет за собой и техническую модернизацию отрасли».