Авиакомпания «Победа» эффективнее всех в мире эксплуатирует самолеты Boeing 737

Лайнеры лоукостера находятся в воздухе по 15–16 часов в сутки
Самолеты «Победы» на земле проводят всего восемь часов в сутки/ Максим Стулов/ Ведомости

Вэтом году «Победа» стала мировым лидером по показателю среднего налета на самолетах Boeing 737. Он составляет 15–16 часов в сутки на судно, говорится в отчете «ВТБ капитала» со ссылкой на топ-менеджеров материнской компании «Победы» – «Аэрофлота». Представитель лоукостера цифры подтвердил, уточнив, что данные о рекордном налете получены от Boeing. Представитель Boeing это подтвердил.

Средний налет на судно – важный показатель в гражданских авиаперевозках. Чем больше самолет летает, тем больше денег зарабатывает, повышая операционную эффективность перевозчика и, наоборот, снижая стоимость летного часа.

15–16 часов – очень хороший показатель для среднемагистрального самолета, к каковым относится Boeing 737, единодушны гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак и аналитик Райффайзенбанка Константин Юминов. Получается, что «Победа» превосходит по налету крупнейших мировых лоукостеров – американскую Southwest и ирландскую Ryanair.

Впрочем, необходимо учитывать размеры авиакомпаний, указывает Рыбак. А они несопоставимы. У Southwest в парке 735 самолетов Boeing 737, у Ryanair – 400, а «Победа» только-только получила 13-й лайнер. К 2021 г. флот компании вырастет до 41 самолета, пишет «ВТБ капитал» со ссылкой на топ-менеджеров «Аэрофлота». Управлять флотом из нескольких сотен самолетов сложнее, чем несколькими судами, объясняет Рыбак: «Больше требуется запаса времени на различные непредвиденные обстоятельства, замедляющие обслуживание судов, намного сложнее контролировать работу аэропортов». «С ростом парка «Победе» будет сложно удерживать такой налет, – предупреждает Юминов. – К снижению показателя может привести и развитие базового аэропорта «Победы» – «Внуково»: сейчас он сильно недозагружен, но в нем растут и другие базовые перевозчики – «Ютэйр» и «Россия». Надо также учитывать, что в Европе запрещены полеты ночью, добавляет эксперт.

Летающий директор

Гендиректор «Победы» Андрей Калмыков сам часто летает бортпроводником, рассказывал президент Boeing в России и СНГ Сергей Кравченко. Это происходит примерно два раза в месяц, подтверждает сотрудник «Победы». Это позволило ему придумать много новшеств, ускоряющих уборку судна. Например, зашить кармашки кресел, чтобы пассажиры не оставляли там мусор и не забывали вещи, приклеить инструкции по безопасности на спинки сидений, чтобы их не забирали, добавил собеседник «Ведомостей».

Самолеты Southwest летали в 2016 г. по 11 часов в сутки. Ryanair достигает налета около 14 часов – сумасшедший показатель с учетом запрета на ночные рейсы, рассказывал ранее человек, близкий к группе «Аэрофлот». В 2016 г. налет «Победы» был 14–15 часов в сутки.

Сотрудник «Победы» называет три основных фактора высокого налета. Флот компании состоит из новых самолетов одного типа, что ускоряет техническое обслуживание. Перевозчик выстроил уникальную маршрутную сеть – расписание построено таким образом, чтобы оптимально сочетать длинные и короткие рейсы, график учитывает до восьми рейсов в сутки на одну машину. Наконец, аэропорты-партнеры готовы проявлять гибкость при обслуживании рейсов компании. «Победа» очень жестко работает с аэропортами по стоимости и скорости обслуживания. Если ее не устраивают условия, она в аэропорт не летает», – указывает Рыбак.

«Победа», начавшая полеты в декабре 2014 г., все свои самолеты получала абсолютно новыми. Средний возраст флота Southwest – 12 лет, Ryanair – 6,5 года. Большую роль играет и протяженность маршрутов: третий мировой лоукостер, английская EasyJet (220 Airbus 319/320), имеет налет около 10 часов в сутки – у нее преобладают короткие рейсы, чаще происходят взлеты и посадки, говорит человек, близкий к крупной авиакомпании. По этой же причине крупнейший азиатский лоукостер Air Asia имеет налет 10–11 часов в сутки, продолжает собеседник.

Представители Southwest, Ryanair и EasyJet на запросы «Ведомостей» не ответили.

За рубежом «Победа» летает в аэропорты, которые умеют очень быстро обслуживать лоукостеры, указывает сотрудник этой авиакомпании. Многие российские аэропорты тоже пошли навстречу и переняли лучший зарубежный опыт, продолжает он. Сейчас, например, время с момента посадки до следующего взлета в аэропорту «Бегишево» в Набережных Челнах составляет 25 минут, большинство рейсов во «Внуково» обслуживаются за 30 минут, а среднее время разворота по сети «Победы» – 35 минут, рассказывает сотрудник авиакомпании. Для сравнения: у классических компаний разворот занимает до 1 часа. Ускорить разворот бортов на земле «Победе» помогают и специальные фишки. Так, например, лоукостер не кормит пассажиров во время полета даже за отдельную плату. Тогда как у большинства других такая опция есть, говорит Юминов. Кармашки кресел зашиты, чтобы туда было невозможно ничего положить. Все это позволяет ускорить уборку судна перед следующим рейсом, отмечает Юминов.