Россияне предпочитают туры в Турцию

По итогам 2018 года продажи путевок на отечественные курорты не вырастут или даже снизятся
По итогам 2018 г. продажи путевок на отечественные курорты не вырастут или даже снизятся – россияне предпочитают туры в Турцию/ Дмитрий Новожилов / Ведомости

В 2018 г. внутренний организованный туризм останется на уровне прошлого года, рассказала «Ведомостям» исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. Предпосылок к росту продаж турпутевок на российские курорты в этом году нет, соглашается гендиректор национального туроператора «Алеан» Илья Уманский. Сооснователь сервиса Onlinetours.ru Константин Победкин не исключает и вовсе падения, поскольку за январь – февраль доля туров по России в общих продажах компании уже сократилась с 11 до 8%. Тенденцию подтверждает и гендиректор сервиса онлайн-бронирований level.travel Дмитрий Малютин: на мартовские праздники в 2017 г. отечественные курорты посетили три четверти клиентов компании, в этом году – в 6 раз меньше, при этом средняя стоимость тура подорожала на 10% до 33 000 руб.

Еще в 2015 и 2016 гг. продажи российских курортов росли на 30–35%, напоминает Ломидзе. Это было феноменальное время для внутреннего рынка, вспоминает Уманский: из-за девальвации рубля зарубежные курорты подорожали в 2 раза, а благодаря закрытию ключевых туристических направлений – Египта и Турции – российский рынок получил дополнительно 5 млн путешественников. Теперь он сбалансировался, резюмирует он. ​

В 2017 г. весь внутренний турпоток вырос лишь на 3%, достигнув 56,5 млн поездок, признавал ранее руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов. При этом доля организованного туризма на популярных южных направлениях, как, например в Сочи, доходила до 70% против 20% еще тремя годами ранее, рассказывали ранее участники рынка и чиновники.

Теперь же продажи путевок сокращаются, указывает Уманский: в Анапу и Геленджик – на 15%, в Крым – до 25%. Те, кто предпочитал Крым до его присоединения к России, отказались от этого курорта из-за его сильного подорожания в последние два года, первопроходцы 2015–2016 гг. разочаровались качеством сервиса и решили не возвращаться, объясняет собеседник «Ведомостей».

Исключением стал лишь Сочи, где продажи выросли на 5%, замечает Ломидзе. Во многом росту продаж Сочи, по ее словам, поспособствовал туроператор «Библио-глобус»: у компании большое количество контрактов с отелями, она смогла работать с ценами в соответствии с запросами туристов. Это единственный успешный пример, когда туроператоры смогли привлечь внимание самостоятельных туристов, предложив им лучшие цены, подчеркивает Уманский: напрямую у отелей больше бронировать стало невыгодно. Скидки в межсезонье ради заполняемости доходили до 90%, замечает он: Сочи – полноценный круглогодичный популярный курорт. Нынешние цены «Библио-глобуса» на сочинские курорты остаются на прошлогоднем уровне благодаря эксклюзивным контрактам с популярными отелями – «Сочи парком», «Горки город апарт-отелем» и «Горки-арт» – и обширной чартерной полетной программе, перечисляет представитель туроператора. Так, в среднем тур на лето 2018 г. в Сочи обойдется в 20 000–22 000 руб. на человека в 3-звездочном отеле за 7 ночей.

Выездной турпоток, напротив, вырастет на 10–15%, считает Победкин: туристы наконец чувствуют финансовую стабильность. Самым популярным направлением остается Турция, отмечает Малютин. В этом году здесь могут отдохнуть до 5 млн россиян против 4,7 млн человек годом ранее, добавляет Победкин, также туристы активно бронируют Грецию и Кипр. У level.travel остаются популярными направлениями отдыха ОАЭ и Таиланд, Индия, Испания и Тунис.

Единственным поводом для роста продаж внутрироссийских туров в 2018 г. может стать удорожание турецкого направления, считает Уманский: в 2017 г. местные отельеры снизили цены, а власти предоставили субсидии для чартеров, чтобы вернуть клиентов после длительного запрета России на продажу туров в эту страну и чартерных перевозок. Правда, с точки зрения «цена – качество» отдых в России сильно уступает отдыху в Турции, отмечает Победкин: мало 5-звездочных отелей, доступных на побережье, и они почти не работают по системе «все включено». России недостает качественной инфраструктуры, подтверждает Малютин: россияне готовы путешествовать по родине, но хотят жить в хороших гостиницах и питаться в приличных ресторанах.