Сервис поиска попутчиков BlaBlaCar стал платным для российских пользователей

Компания осталась единственным крупным игроком на этом рынке
Теперь при поездке на расстояния более 120 км пассажирам для бронирования придется купить доступ к сервису/ Jacques Brinon / AP

Сервис поиска попутчиков BlaBlaCar стал платным для пассажиров с 10 октября, сообщила компания.

Французский сервис BlaBlaCar появился в России в 2014 г. В 2006 г. сервис основали три партнера — Фредерик Маззелла, Франсис Наппез и Николя Брюссон, позднее в компанию инвестировали фонды Index Ventures, Vostok New Ventures, Baring Vostok и др.

На сайте водители публикуют объявления о предстоящих поездках, а попутчики могут к ним присоединиться, компенсировав часть затрат на бензин. Ранее в России сервис был бесплатным. С помощью сервиса, по его утверждению, водители могут компенсировать до 100% расходов на топливо, а пассажиры экономят до 30% в сравнении с ценами на билеты традиционных транспортных операторов.

Теперь при поездке на расстояния более 120 км пассажирам для бронирования придется купить доступ к сервису. Он стоит 149 руб. на день или 199 руб. на месяц, говорится в сообщении BlaBlaCar. Сервис останется бесплатным для водителей, поскольку их автомобили — это «главный вклад в развитие поездок с попутчиками». Платить не придется и попутчикам, путешествующим на расстояния меньше 120 км. Какая доля всех пользователей в России путешествует на короткие расстояния, представитель компании не уточнил.

BlaBlaCar осталался единственным крупным игроком на российском рынке. В августе 2018 г. он выкупил у Mail.Ru Group аналогичный сервис Beep Car. Сумма сделки не раскрывалась. Другой сервис — «Яндекс.Попутка», запущенный в начале 2018 г., — приостановлен, поскольку не встретил достаточного отклика у пользователей, рассказал 9 октября представитель «Яндекса».

Это попытка монетизировать сервис, поскольку бизнес в России стал достаточно большим, рассказал «Ведомостям» представитель BlaBlaCar. Сейчас в России у компании около 15 млн пользователей. По итогам первых девяти месяцев 2018 г. BlaBlaCar впервые стал безубыточным, напоминает представитель компании, не раскрывая конкретных деталей.

При выходе в новую страну компания развивается по стандартной схеме, рассуждает представитель BlaBlaCar: сначала необходимо локализовать бизнес и сформировать критическую массу пользователей, затем — создать у людей привычку к поездкам с попутчиками, а потом — монетизировать. Сервис уже прибыльный в нескольких европейских странах (Франции, Германии, Испании, Италии, Польше) и Бразилии. С 10 октября компания также будет монетизировать сервис на Украине. В 2015 г. сайт Businessinsider.com оценивал BlaBlaCar в $1,6 млрд, а выручку — в $96 млн. Зарубежные рынки приносят компании 75% выручки, сообщал сервис в сентябре.

Несмотря на платный доступ, итоговая стоимость поездки для пассажира в России будет ниже или сопоставимой с ценами за билет на автобус или поезд, утверждается в сообщении компании. Но, как обнаружил корреспондент «Ведомостей», билет из Москвы в Санкт-Петербург на 20 октября 2018 г. на автобус, согласно сайту Busfor.ru, стоит 900 руб. Поездка на BlaBlaCar предлагается от 850 руб., что выйдет дороже с учетом дополнительной стоимости подписки. Представитель сервиса не прокомментировал этого.

Для постоянных пользователей 199 руб. в месяц — адекватный тариф, однако введение платных сервисов сильно сократит приток новых пользователей, уверен гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

Представитель BlaBlaCar согласен, что клиенты воспримут плату за доступ к сервису с осторожностью, но не ожидает оттока пользователей. Итоговая стоимость все равно будет ниже или сравнимой с ценами на билеты традиционных транспортных операторов, уверен он, а привлеченные средства будут потрачены на развитие сервиса.