Сервис поиска попутчиков BlaBlaCar стал платным для российских пользователей
Компания осталась единственным крупным игроком на этом рынкеСервис поиска попутчиков BlaBlaCar стал платным для пассажиров с 10 октября, сообщила компания.
Французский сервис BlaBlaCar появился в России в 2014 г. В 2006 г. сервис основали три партнера — Фредерик Маззелла, Франсис Наппез и Николя Брюссон, позднее в компанию инвестировали фонды Index Ventures, Vostok New Ventures, Baring Vostok и др.
На сайте водители публикуют объявления о предстоящих поездках, а попутчики могут к ним присоединиться, компенсировав часть затрат на бензин. Ранее в России сервис был бесплатным. С помощью сервиса, по его утверждению, водители могут компенсировать до 100% расходов на топливо, а пассажиры экономят до 30% в сравнении с ценами на билеты традиционных транспортных операторов.
Теперь при поездке на расстояния более 120 км пассажирам для бронирования придется купить доступ к сервису. Он стоит 149 руб. на день или 199 руб. на месяц, говорится в сообщении BlaBlaCar. Сервис останется бесплатным для водителей, поскольку их автомобили — это «главный вклад в развитие поездок с попутчиками». Платить не придется и попутчикам, путешествующим на расстояния меньше 120 км. Какая доля всех пользователей в России путешествует на короткие расстояния, представитель компании не уточнил.
BlaBlaCar осталался единственным крупным игроком на российском рынке. В августе 2018 г. он выкупил у Mail.Ru Group аналогичный сервис Beep Car. Сумма сделки не раскрывалась. Другой сервис — «Яндекс.Попутка», запущенный в начале 2018 г., — приостановлен, поскольку не встретил достаточного отклика у пользователей, рассказал 9 октября представитель «Яндекса».
Это попытка монетизировать сервис, поскольку бизнес в России стал достаточно большим, рассказал «Ведомостям» представитель BlaBlaCar. Сейчас в России у компании около 15 млн пользователей. По итогам первых девяти месяцев 2018 г. BlaBlaCar впервые стал безубыточным, напоминает представитель компании, не раскрывая конкретных деталей.
При выходе в новую страну компания развивается по стандартной схеме, рассуждает представитель BlaBlaCar: сначала необходимо локализовать бизнес и сформировать критическую массу пользователей, затем — создать у людей привычку к поездкам с попутчиками, а потом — монетизировать. Сервис уже прибыльный в нескольких европейских странах (Франции, Германии, Испании, Италии, Польше) и Бразилии. С 10 октября компания также будет монетизировать сервис на Украине. В 2015 г. сайт Businessinsider.com оценивал BlaBlaCar в $1,6 млрд, а выручку — в $96 млн. Зарубежные рынки приносят компании 75% выручки, сообщал сервис в сентябре.
Несмотря на платный доступ, итоговая стоимость поездки для пассажира в России будет ниже или сопоставимой с ценами за билет на автобус или поезд, утверждается в сообщении компании. Но, как обнаружил корреспондент «Ведомостей», билет из Москвы в Санкт-Петербург на 20 октября 2018 г. на автобус, согласно сайту Busfor.ru, стоит 900 руб. Поездка на BlaBlaCar предлагается от 850 руб., что выйдет дороже с учетом дополнительной стоимости подписки. Представитель сервиса не прокомментировал этого.
Для постоянных пользователей 199 руб. в месяц — адекватный тариф, однако введение платных сервисов сильно сократит приток новых пользователей, уверен гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.
Представитель BlaBlaCar согласен, что клиенты воспримут плату за доступ к сервису с осторожностью, но не ожидает оттока пользователей. Итоговая стоимость все равно будет ниже или сравнимой с ценами на билеты традиционных транспортных операторов, уверен он, а привлеченные средства будут потрачены на развитие сервиса.