Оборот суррогатного дизтоплива на АЗС сократился

Нефтяники смогли увеличить продажу качественного топлива, но независимым АЗС его не хватает
Новые акцизы позволили сократить оборот суррогатного дизтоплива/ Евгений Разумный / Ведомости

Государству удалось добиться своей давней цели – сократить количество суррогатного дизельного топлива на АЗС. В начале года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщала, что его оборот, по разным оценкам, составляет 6–10 млн т. Чтобы избавить рынок от него, в январе 2018 г. был существенно расширен перечень подакцизных средних дистиллятов (печное и судовое топливо), которые продаются на АЗС под видом дизтоплива и не соответствуют техническому регламенту.

Суррогатное топливо должно быть замещено качественным топливом за счет экспортных поставок, говорил начальник управления ФАС Дмитрий Махонин в январе «Интерфаксу»: «Это вполне реально сделать без проблем для экспортных контрактов, потому что все-таки не такие уж великие объемы».

Дизтопливо из России в основном экспортируется по системе «Транснефти»: с января по сентябрь 2018 г. поставки выросли почти на 20% до 21,83 млн т по отношению к тому же периоду прошлого года, рассказал «Ведомостям» представитель компании Игорь Демин. В апреле 2018 г. компания запустила экспортный трубопровод «Юг», которые забрал часть дизтоплива с железной дороги, отмечает он (поставки по трубе дешевле). В итоге экспорт дизтоплива по системе РЖД сократился в 1,7 раза до 9,34 млн т, а общий экспорт упал на 6% до 31,17 млн т, сообщил он со ссылкой на данные Thomson Reuters Kortes.

При этом производство дизтоплива по итогам девяти месяцев осталось примерно на прошлогоднем уровне – около 57,48 млн т, а поставки на внутренний рынок подскочили почти на 2 млн, или на 7,4%, до 26,31 млн т (для сравнения: за весь 2017 год они выросли всего на 0,6 млн). То есть идет вытеснение суррогатного топлива, считает Махонин. Ухудшилось качество товара, который можно легально производить без уплаты акциза, это и могло привести к перераспределению спроса в пользу дизтоплива крупных НПЗ, отмечает гендиректор «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов.

Но рост поставок на 2 млн т еще не полностью покрывает спрос на качественное дизтопливо, подчеркивает Махонин. И это ощущают владельцы независимых АЗС: им не хватает топлива, а «Роснефть» (крупнейший в стране производитель нефтепродуктов) в четверг и пятницу отказалась продавать его через биржу.

Представитель Независимой нефтегазовой компании сказал, что Хабаровский завод компании все топливо продает на внутреннем рынке. Представители Минэнерго, «Роснефти», «Лукойла», «Газпром нефти» не ответили на запросы «Ведомостей».

ОПЕК: какие страны влияют на нефтяные цены