Часовщикам приходится конкурировать с Apple

Популярность Apple Watch заставляет их делать свои наручные часы умнее
Глобальные поставки швейцарских часов стабильно снижаются с тех пор, как Apple представила первое поколение своих часов в 2015 г./ Mike Segar / Reuters

Успех Apple Watch застал врасплох производителей наручных часов. Теперь они пытаются приспособиться к меняющимся предпочтениям потребителей, добавляя в свои часы оповещения о сообщениях и другие высокотехнологичные функции, но сохраняя при этом традиционный дизайн. Для этого такие бренды, как TAG Heuer, Swatch и Fossil, сотрудничают с Google и Intel, которые тоже конкурируют с Apple.

Глобальные поставки швейцарских часов стабильно снижаются с тех пор, как Apple представила первое поколение своих часов в 2015 г. Усугубляет ситуацию падение спроса в Китае. Во время прошлогоднего праздничного сезона продажи Apple Watch впервые оказались выше продаж швейцарских часов. По оценкам Франсиско Джеронимо из International Data Corporation (IDC), в IV квартале этого года технологический гигант продаст 8,8 млн часов. По прогнозам UBS, в следующем году спрос на Apple Watch вырастет на 40% до 33 млн единиц.

«Мировой рынок часов пережил шок», – утверждает руководитель Korea Watch & Clock Industry Cooperative Дэпун Ким. Samsung Electronics сотрудничает с этим кооперативом, помогая ему разрабатывать умные функции для часов.

Samsung и Apple отказались от комментариев.

Некоторые производители наручных часов попытались выпустить умные модели, но многие сосредоточились на гибридных. Обычно у таких часов нет сенсорного экрана. Вместо этого они синхронизируются с приложениями смартфонов через Bluetooth и предупреждают своего владельца о звонках и сообщениях с помощью вибраций или мигающих сигналов. Пользователи также могут управлять камерой и музыкальным проигрывателем смартфона, нажимая на кнопки часов.

Продажи гибридных часов в мире достигли 7,5 млн единиц в 2017 г., хотя еще двумя годами ранее они почти не продавались, согласно Euromonitor International. По ее прогнозам, к 2022 г. спрос на гибридные часы наряду с умными часами вырастет вдвое. Впрочем, разница между этими двумя видами часов увеличивается – в Apple Watch четвертого поколения появилась экстренная система, оповещающая о падении владельца часов, и функция, помогающая выявить проблемы с сердцем. Это делает умные часы более привлекательными для людей старшего возраста, которые обычно скептично относятся к новым технологиям.

TAG Heuer – один из премиальных брендов, конкурирующих с Apple. Ранее в этом году швейцарская компания выпустила модель Connected Modular 41, разработанную вместе с Intel и Google. Она оснащена фитнес-трекером, GPS и функцией бесконтактных платежей. Стоимость Connected Modular 41 начинается примерно от $1200. LVMH, которой принадлежит TAG Heuer, отказалась раскрыть продажи. Но, по словам гендиректора TAG Heuer Жан-Клода Бивера, гибридные часы компании пользуются успехом, поскольку они «выглядят, как традиционные наручные часы, но показывают при этом всю необходимую информацию».

Как отмечает Джеронимо из IDC, люксовые бренды в наименьшей степени уязвимы перед конкуренцией со стороны Apple, тем не менее все больше швейцарских компаний рассматривают гибридные часы как переходный этап перед выпуском умных часов.

Другой люксовый швейцарский бренд – Hublot сосредоточен на выпуске ограниченных серий, разработанных вместе с коммерческими партнерами. Специально к чемпионату мира по футболу в России Hublot изготовила 2018 умных часов Big Bang Referee, отправлявших оповещения о ходе матчей. Также компания задумала часы, соединенные с люксовыми спортивными автомобилями, которые будут, например, предупреждать об открытых дверях. «Мы должны предложить что-то новое, – говорит гендиректор Hublot Рикардо Гвадалупе. – Мы не конкурируем с Apple».

Но те часовщики, которые работают в одной с Apple ценовой категории (стоимость Apple Watch четвертого поколения начинается от $399), чувствуют на себе давление. По данным Федерации швейцарской часовой промышленности (FH), все больше таких швейцарских компаний терпят убытки.

Доминирует на мировом рынке гибридных часов американская Fossil, на ее долю (включая Emporio Armani, Diesel и другие ее бренды) приходится треть продаж. В этом году она выпустила 25 новых моделей. Они оснащены такими функциями, как контроль за сердцебиением и Google Pay. Fossil делала ставку на то, что такие часы понравятся молодым покупателям, но клиенты более старшего возраста тоже заинтересовались ими, отмечает Грег Маккелви, отвечающий за цифровую стратегию Fossil. Ее гибридная модель Q Modern Pursuit, продающаяся примерно за $155, – одни из самых доступных часов с умными функциями.

Swatch, одна из крупнейших публичных часовых компаний, последнюю свою умную модель выпустила еще в 2017 г. – часы Swatch Bellamy 2 позволяют делать бесконтактные платежи. В прошлом году компания заявила, что собирается разработать собственную операционную систему Swatch OS и выпустить первые оснащенные ею часы в конце 2018 г. или в 2019 г.

В прошлом многовековая часовая промышленность Швейцарии уже сталкивалась с угрозой из-за новых технологий. Появление более дешевых кварцевых часов в Японии в 1970-х гг. тоже ударило по продажам швейцарских часов. Поэтому некоторые часовщики и не планируют конкурировать. Разработка гибридных моделей – не вариант для производителей часов стоимостью от $170 до $570, считает руководитель швейцарского бренда Adriatica Томас Свидерски: «Невозможно конкурировать с Apple или Samsung, выпуская что-то похожее, но не настолько хорошее».

Перевел Алексей Невельский