Рыночная стоимость Apple достигла $1 трлн

Это в 1,6 раза больше капитализации всего российского фондового рынка
Рынок верит в радужные перспективы Apple/ Jaap Arriens / Zuma / ТАСС

На торгах 2 августа акции Apple подорожали до $207,05, что соответствует рыночной капитализации в $1 трлн. По итогам дня рост составил 2,9% до $207,39, капитализация - $1,002 трлн. Накануне бумаги Apple подскочили на 5,9% до $201,5 после публикации квартальной отчетности: инвесторов вдохновили устойчивый спрос на iPhone, в том числе самый дорогой, и рекордные продажи подразделения услуг. «Мы расширяем охват на развивающихся рынках, видим сильный, двузначный рост выручки и добились огромного прогресса на пути к нашей цели значительно увеличить бизнес услуг», – суммировал гендиректор Тим Кук.

Apple ожидает, что в этом квартале продажи iPhone останутся высокими, а выручка составит $60–62 млрд (это будет рост на 14–18% к аналогичному периоду 2017 г.).

«Нужно сделать красиво»

Феноменальный рекорд Apple объясняется не только успешным бизнесом и инновациями компании, но и позиционированием ее бренда. «Это наиболее последовательный и великолепный рассказчик историй из всех компаний, которые я знаю, – говорил в интервью «Ведомостям» ведущий мировой специалист по сценарному искусству Роберт Макки. – По этой причине Apple и доминирует. С 1980-х гг. они создали историю в головах пользователей, и она всплывает в голове всякий раз, когда кто-то собирается купить компьютер».

«Эмблема Apple – яблоко. Но не простое, а надкушенное, – отметил Макки в мае на семинаре в Москве. – Это отсылает нас к библейской истории и говорит о ценностях компании – нонконформизме, бунтарском духе, готовности идти против течения». Даже цена компьютера Apple I в 1976 г. была символической – $666,66.

Первые персональные компьютеры были уродливыми, а в Apple поняли, что нужно сделать красиво – для творческих людей, объяснял Макки. Бренд позволяет Apple зарабатывать на смартфонах гораздо больше, чем другим.

В IV квартале 2017 г. в мире было продано смартфонов на рекордные $120 млрд (данные Strategy Analytics). Больше половины этих денег получила Apple: ее доля в продажах составила 51%. Это тоже рекорд для компании, которая как раз в IV квартале выпустила свой самый дорогой смартфон – iPhone X за $999. В поставках доля Apple заметно меньше – 19,2%.

Во II квартале 2018 г. средняя цена проданных iPhone составила $724 (на 20% выше, чем годом ранее) – во многом благодаря iPhone X.

В рейтинге мировых брендов BrandZ, составляемом Kantar Millward Brown, подразделением рекламной группы WPP, бренд Apple оценен в $300,6 млрд (первое место у Google с $302 млрд).

Как росла Apple

1 апреля 1976 г. В г. Санта-Клара, Калифорния подписано партнерское соглашение о создании компании Apple Computer, в рамках которого Стиву Джобсу и Стиву Возняку принадлежало по 45% акций компании, а Рональду Уэйну оставшиеся 10%.   12 апреля 1976 г. Уэйн продал свою долю за $800. Вскоре он получил чек на $1500 за отказ от любых претензий к компании.    3 января 1977 г. Компания Apple зарегистрирована в штате Калифорния, США.    5 июня 1977 г. Поступил в продажу первый массовый персональный компьютер, выпускавшийся миллионами экземпляров, Apple II.    12 декабря 1980 г. Apple провела IPO. Компания разместила 4,6 млн акций по $22.    1981 г. Из-за полученной травмы в авиакатастрофе от работы в компании отошел Стив Возняк.    1984 г. Apple представила новый 32-разрядный компьютер Macintosh.    1985 г. Из-за разногласий с новым гендиректором Джоном Скалли из компании ушел Джобс.    Декабрь 1996 г. Apple решает купить компанию Джобса NextSoftware, которая разработала собственную операционную систему NeXTSTEP, за $429 млн.    2000 г. Джобс стал постоянным гендиректором. До этого он был неоплачиваемым советником компании, а затем временным гендиректором.    2001 г. Apple представила операционную систему OS X, основанную на базе NeXTSTEP. Запущены в продажу mp3-плееры iPod.    2003 г. Компания запустила музыкальный интернет-магазин iTunes. Apple представила первый смартфон – iPhone.    3 апреля 2010 г. Компания представила планшетный компьютер iPad.    6 октября 2011 г. Джобс умер в возрасте 56 лет.    24 апреля 2015 г. Поступили в продажу наручные часы-компьютер Apple Watch.   Источники: данные компании, «ТАСС-досье», публикации СМИ

Стоимостные расчеты

Apple – не первая компания с капитализацией в $1 трлн. В 2007 г. такое случилось с китайским нефтяным гигантом PetroChina – правда, в результате рыночного казуса.

В ноябре 2007 г. PetroChina, акции которой уже торговались в Гонконге и Нью-Йорке, разместила их также на Шанхайской фондовой бирже. Благодаря масштабному увеличению количества акций и скачку котировок в первый день торгов почти в три раза в результате ажиотажной скупки на материковой бирже капитализация компании превысила $1 трлн. Но это продлилось лишь один день. Сейчас PetroChina стоит $195 млрд.

Точная оценка текущей капитализации Apple, которая рассчитывается как произведение цены акции на их количество, затруднена из-за того, что у компании действует масштабная программа выкупа акций. Например, в I квартале 2018 г. она выкупила их на $22,8 млрд, а во II квартале – на $20 млрд (это рекордные объемы квартальных выкупов среди всех компаний в индексе S&P 500). В результате по итогам прошедшего квартала число акций Apple сократилось почти до 4,83 млрд, сообщила компания вечером 1 августа, против 4,915 млрд кварталом ранее. Apple продолжит скупать акции, поскольку в мае объявила новую программу выкупа на $100 млрд, и гасить их. Но так как информацию об общем количестве бумаг компания сообщает лишь раз в квартал после публикации отчетности, провайдеры рыночной информации и индексов используют для расчета стоимости Apple последние известные данные. Сейчас для получения капитализации в $1 трлн котировка должна быть $207,05 (против $203,45 до публикации новых данных о числе акций).

На пике технобума два десятилетия назад самой дорогой компанией была Microsoft: в декабре 1999 г. ее капитализация составила $620,6 млрд, по данным S&P. В номинальном выражении Apple обогнала Microsoft в августе 2012 г., но сейчас она превышает ее по стоимости и в реальном: в сегодняшних ценах тогдашняя капитализация Microsoft составляет $933,2 млрд. Сейчас Microsoft стоит более $816 млрд.

Помимо Microsoft к планке в $1 трлн подбираются и другие американские технологические гиганты – Alphabet, в 2016 г. ненадолго обгонявшая Apple (сейчас она стоит $853 млрд), и Amazon ($877 млрд, но в июле ее капитализация превышала $900 млрд).

Нужно быть разными

«Когда в апреле я возвращался в США, пограничник, услышав, что я стратег по глобальным рынкам, спросил: «По-вашему, какая компания первой доберется до капитализации в $1 трлн – Apple или Amazon?» – рассказывал Йон Триси, соиздатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money. – Его вопрос показал, насколько популярна эта тема. Я ответил, что Amazon, ведь продажи смартфонов подходят к пику, а у Amazon больше направлений бизнес-деятельности. Сейчас кажется, что я ошибался».

Одна Apple это:

13,2 Сбербанка или
14,3 «Роснефти», или
16,5 «Лукойла», или
18,7 «Газпрома», или
94,3 «Яндекса», или
1,6 рынка акций Мосбиржи, или
0,65 ВВП России за 2017 г.
Источник: данные Московской биржи на 1.08.2018, МВФ, «Ведомости»

IPhone приносит Apple более 60% выручки, и инвесторы беспокоятся, продолжит ли бизнес компании расти прежними темпами (в 2016 финансовом году выручка от продаж iPhone снижалась). Но другие направления бизнеса Apple чувствуют себя хорошо.

Второй источник ее выручки – продажа не компьютеров или другой техники, а цифровых услуг. В это подразделение входят App Store, облачный сервис iCloud и стриминговый сервис Apple Music – его выручка во II квартале выросла на 31% до $9,5 млрд.

Выручка Apple от продажи услуг растет в среднем на 23% в год с 2006 г., цитирует Financial Times Джина Манстера из Loup Ventures: если бы инвесторы оценивали это подразделение так же, как Adobe, Dropbox и других разработчиков «программного обеспечения как услуг» (в 10 раз дороже ожидаемой выручки), оно бы стоило более $380 млрд.

Аналитики Morgan Stanley назвали продажи услуг «основным драйвером роста» Apple. «Большая предсказуемость и маржа от продаж услуг» помогут акциям Apple подняться к $200, говорила до публикации отчетности за II квартал аналитик Кейт Хьюберти.

Многие скептически относятся к такой оценке, но Apple старается обратить их внимание на этот бизнес. В январе 2016 г. она сообщила, что количество активных пользователей ее устройств (включая планшеты, умные часы и телеприставки), которым можно продавать услуги, превышает 1 млрд. Теперь оно уже больше 1,3 млрд. Подразделению услуг поставлена цель довести выручку до $50 млрд к 2020 г.

Но для большинства стоимость Apple прямо связана с iPhone, признают Манстер и другие эксперты. Если число владельцев iPhone резко снизится, то же самое произойдет и с доходами от услуг, отмечает Манстер: «Людям довольно трудно привыкнуть к мысли, что продажи iPhone могут не расти».

Бизнесу Apple также угрожает торговая война США с Китаем, на который приходится около 20% ее продаж. Там собираются ее гаджеты, а Apple Watch, наушники, умная колонка могут попасть под новые пошлины США, писала FT (iPhone пошлины пока не грозят). Morgan Stanley называет торговый конфликт среди главных рисков для акций Apple.

Впрочем, только до появления нового iPhone в сентябре.

В подготовке статьи участвовали Алексей Невельский и Валерий Кодачигов