Рыночная стоимость Apple достигла $1 трлн
Это в 1,6 раза больше капитализации всего российского фондового рынкаНа торгах 2 августа акции Apple подорожали до $207,05, что соответствует рыночной капитализации в $1 трлн. По итогам дня рост составил 2,9% до $207,39, капитализация - $1,002 трлн. Накануне бумаги Apple подскочили на 5,9% до $201,5 после публикации квартальной отчетности: инвесторов вдохновили устойчивый спрос на iPhone, в том числе самый дорогой, и рекордные продажи подразделения услуг. «Мы расширяем охват на развивающихся рынках, видим сильный, двузначный рост выручки и добились огромного прогресса на пути к нашей цели значительно увеличить бизнес услуг», – суммировал гендиректор Тим Кук.
Apple ожидает, что в этом квартале продажи iPhone останутся высокими, а выручка составит $60–62 млрд (это будет рост на 14–18% к аналогичному периоду 2017 г.).
«Нужно сделать красиво»
Феноменальный рекорд Apple объясняется не только успешным бизнесом и инновациями компании, но и позиционированием ее бренда. «Это наиболее последовательный и великолепный рассказчик историй из всех компаний, которые я знаю, – говорил в интервью «Ведомостям» ведущий мировой специалист по сценарному искусству Роберт Макки. – По этой причине Apple и доминирует. С 1980-х гг. они создали историю в головах пользователей, и она всплывает в голове всякий раз, когда кто-то собирается купить компьютер».
«Эмблема Apple – яблоко. Но не простое, а надкушенное, – отметил Макки в мае на семинаре в Москве. – Это отсылает нас к библейской истории и говорит о ценностях компании – нонконформизме, бунтарском духе, готовности идти против течения». Даже цена компьютера Apple I в 1976 г. была символической – $666,66.
Первые персональные компьютеры были уродливыми, а в Apple поняли, что нужно сделать красиво – для творческих людей, объяснял Макки. Бренд позволяет Apple зарабатывать на смартфонах гораздо больше, чем другим.
В IV квартале 2017 г. в мире было продано смартфонов на рекордные $120 млрд (данные Strategy Analytics). Больше половины этих денег получила Apple: ее доля в продажах составила 51%. Это тоже рекорд для компании, которая как раз в IV квартале выпустила свой самый дорогой смартфон – iPhone X за $999. В поставках доля Apple заметно меньше – 19,2%.
Во II квартале 2018 г. средняя цена проданных iPhone составила $724 (на 20% выше, чем годом ранее) – во многом благодаря iPhone X.
В рейтинге мировых брендов BrandZ, составляемом Kantar Millward Brown, подразделением рекламной группы WPP, бренд Apple оценен в $300,6 млрд (первое место у Google с $302 млрд).
Как росла Apple
1 апреля 1976 г. В г. Санта-Клара, Калифорния подписано партнерское соглашение о создании компании Apple Computer, в рамках которого Стиву Джобсу и Стиву Возняку принадлежало по 45% акций компании, а Рональду Уэйну оставшиеся 10%. 12 апреля 1976 г. Уэйн продал свою долю за $800. Вскоре он получил чек на $1500 за отказ от любых претензий к компании. 3 января 1977 г. Компания Apple зарегистрирована в штате Калифорния, США. 5 июня 1977 г. Поступил в продажу первый массовый персональный компьютер, выпускавшийся миллионами экземпляров, Apple II. 12 декабря 1980 г. Apple провела IPO. Компания разместила 4,6 млн акций по $22. 1981 г. Из-за полученной травмы в авиакатастрофе от работы в компании отошел Стив Возняк. 1984 г. Apple представила новый 32-разрядный компьютер Macintosh. 1985 г. Из-за разногласий с новым гендиректором Джоном Скалли из компании ушел Джобс. Декабрь 1996 г. Apple решает купить компанию Джобса NextSoftware, которая разработала собственную операционную систему NeXTSTEP, за $429 млн. 2000 г. Джобс стал постоянным гендиректором. До этого он был неоплачиваемым советником компании, а затем временным гендиректором. 2001 г. Apple представила операционную систему OS X, основанную на базе NeXTSTEP. Запущены в продажу mp3-плееры iPod. 2003 г. Компания запустила музыкальный интернет-магазин iTunes. Apple представила первый смартфон – iPhone. 3 апреля 2010 г. Компания представила планшетный компьютер iPad. 6 октября 2011 г. Джобс умер в возрасте 56 лет. 24 апреля 2015 г. Поступили в продажу наручные часы-компьютер Apple Watch. Источники: данные компании, «ТАСС-досье», публикации СМИ
Стоимостные расчеты
Apple – не первая компания с капитализацией в $1 трлн. В 2007 г. такое случилось с китайским нефтяным гигантом PetroChina – правда, в результате рыночного казуса.
В ноябре 2007 г. PetroChina, акции которой уже торговались в Гонконге и Нью-Йорке, разместила их также на Шанхайской фондовой бирже. Благодаря масштабному увеличению количества акций и скачку котировок в первый день торгов почти в три раза в результате ажиотажной скупки на материковой бирже капитализация компании превысила $1 трлн. Но это продлилось лишь один день. Сейчас PetroChina стоит $195 млрд.
Точная оценка текущей капитализации Apple, которая рассчитывается как произведение цены акции на их количество, затруднена из-за того, что у компании действует масштабная программа выкупа акций. Например, в I квартале 2018 г. она выкупила их на $22,8 млрд, а во II квартале – на $20 млрд (это рекордные объемы квартальных выкупов среди всех компаний в индексе S&P 500). В результате по итогам прошедшего квартала число акций Apple сократилось почти до 4,83 млрд, сообщила компания вечером 1 августа, против 4,915 млрд кварталом ранее. Apple продолжит скупать акции, поскольку в мае объявила новую программу выкупа на $100 млрд, и гасить их. Но так как информацию об общем количестве бумаг компания сообщает лишь раз в квартал после публикации отчетности, провайдеры рыночной информации и индексов используют для расчета стоимости Apple последние известные данные. Сейчас для получения капитализации в $1 трлн котировка должна быть $207,05 (против $203,45 до публикации новых данных о числе акций).
На пике технобума два десятилетия назад самой дорогой компанией была Microsoft: в декабре 1999 г. ее капитализация составила $620,6 млрд, по данным S&P. В номинальном выражении Apple обогнала Microsoft в августе 2012 г., но сейчас она превышает ее по стоимости и в реальном: в сегодняшних ценах тогдашняя капитализация Microsoft составляет $933,2 млрд. Сейчас Microsoft стоит более $816 млрд.
Помимо Microsoft к планке в $1 трлн подбираются и другие американские технологические гиганты – Alphabet, в 2016 г. ненадолго обгонявшая Apple (сейчас она стоит $853 млрд), и Amazon ($877 млрд, но в июле ее капитализация превышала $900 млрд).
Нужно быть разными
«Когда в апреле я возвращался в США, пограничник, услышав, что я стратег по глобальным рынкам, спросил: «По-вашему, какая компания первой доберется до капитализации в $1 трлн – Apple или Amazon?» – рассказывал Йон Триси, соиздатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money. – Его вопрос показал, насколько популярна эта тема. Я ответил, что Amazon, ведь продажи смартфонов подходят к пику, а у Amazon больше направлений бизнес-деятельности. Сейчас кажется, что я ошибался».
Одна Apple это:
13,2 Сбербанка или
14,3 «Роснефти», или
16,5 «Лукойла», или
18,7 «Газпрома», или
94,3 «Яндекса», или
1,6 рынка акций Мосбиржи, или
0,65 ВВП России за 2017 г.
Источник: данные Московской биржи на 1.08.2018, МВФ, «Ведомости»
IPhone приносит Apple более 60% выручки, и инвесторы беспокоятся, продолжит ли бизнес компании расти прежними темпами (в 2016 финансовом году выручка от продаж iPhone снижалась). Но другие направления бизнеса Apple чувствуют себя хорошо.
Второй источник ее выручки – продажа не компьютеров или другой техники, а цифровых услуг. В это подразделение входят App Store, облачный сервис iCloud и стриминговый сервис Apple Music – его выручка во II квартале выросла на 31% до $9,5 млрд.
Выручка Apple от продажи услуг растет в среднем на 23% в год с 2006 г., цитирует Financial Times Джина Манстера из Loup Ventures: если бы инвесторы оценивали это подразделение так же, как Adobe, Dropbox и других разработчиков «программного обеспечения как услуг» (в 10 раз дороже ожидаемой выручки), оно бы стоило более $380 млрд.
Аналитики Morgan Stanley назвали продажи услуг «основным драйвером роста» Apple. «Большая предсказуемость и маржа от продаж услуг» помогут акциям Apple подняться к $200, говорила до публикации отчетности за II квартал аналитик Кейт Хьюберти.
Многие скептически относятся к такой оценке, но Apple старается обратить их внимание на этот бизнес. В январе 2016 г. она сообщила, что количество активных пользователей ее устройств (включая планшеты, умные часы и телеприставки), которым можно продавать услуги, превышает 1 млрд. Теперь оно уже больше 1,3 млрд. Подразделению услуг поставлена цель довести выручку до $50 млрд к 2020 г.
Но для большинства стоимость Apple прямо связана с iPhone, признают Манстер и другие эксперты. Если число владельцев iPhone резко снизится, то же самое произойдет и с доходами от услуг, отмечает Манстер: «Людям довольно трудно привыкнуть к мысли, что продажи iPhone могут не расти».
Бизнесу Apple также угрожает торговая война США с Китаем, на который приходится около 20% ее продаж. Там собираются ее
Впрочем, только до появления нового iPhone в сентябре.
В подготовке статьи участвовали Алексей Невельский и Валерий Кодачигов