Минпромторг нашел способ стимулирования судоверфи «Звезда»

Он предлагает субсидировать до 30% стоимости от заказа на суда для «Арктик СПГ – 2»
Для нужд «Новатэка», основного владельца и оператора будущего проекта «Арктик СПГ – 2», на «Звезде» может быть построено 15 танкеров-газовозов, писал в начале января «Коммерсантъ»/ Дмитрий Ефремов / ТАСС

При строительстве газовозов ледового класса Arc7 для проекта «Арктик СПГ – 2» правительство может компенсировать судоверфи «Звезда» до 30% недополученных доходов, если сумма фактических затрат будет выше контрактных обязательств покупателя. Это следует из проекта постановления правительства, размещенного Минпромторгом на сайте regulation.gov.ru.

Цель решения – стимулировать компанию «к выпуску собственной продукции, конкурентоспособной на рынке мирового судостроения». При этом Минпромторг предлагает Минфину зарезервировать сумму возможной компенсации в федеральном бюджете на время действия всего контракта по строительству газовозов.

Для нужд «Новатэка», основного владельца и оператора будущего проекта «Арктик СПГ – 2», на «Звезде» может быть построено 15 танкеров-газовозов, писал в начале января «Коммерсантъ». По информации издания, «Новатэк» в конце прошлого года подписал со «Звездой» опционное соглашение на строительство судов «по рыночной» стоимости, сравнимой с предложениями южнокорейских верфей. Заказ газовоза ледового класса Arc7 в Корее сейчас стоил бы около 20 млрд руб. ($305 млн по текущему курсу), оценивает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Исходя из этого весь контракт может быть оценен в $4,4 млрд, а компенсация для «Звезды» составить до $1,4 млрд.

В Минфине «Ведомостям» сообщили, что в ведомстве «не видели таких предложений», а в Минпромторге подтвердили, что «прорабатывают целевые меры поддержки строительства крупнотоннажных судов». «$1,4 млрд – сумма внушительная, но она меньше 1% расходов федерального бюджета и не окажет сильного влияния», – говорит федеральный чиновник. Практики резервирования денег в федеральном бюджете под конкретный проект не было, нужно проанализировать, соответствует ли это бюджетному кодексу, добавляет он.

«Звезда» предлагала исполнить контракт примерно на 20% дороже рынка, говорит топ-менеджер компании, заказывающей суда на российских верфях. Топ-менеджер одной из верфей утверждает, что «стоимость строительства первых судов на «Звезде» примерно на 40% дороже».

Государство готово взять на себя риски, связанные с возможным удорожанием танкеров для проекта «Арктик СПГ – 2», предполагает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. «Предложение Минпромторга снижает риски всех других участников цепочки – и верфи «Звезда», и будущих владельцев танкеров, и «Новатэка». «Арктик СПГ – 2» – стратегически важный для государства проект, и рассматриваемый документ является одним из проявлений господдержки», – считает эксперт.

«Строительство на «Звезде» обойдется минимум в 25 млрд руб. за танкер ($382 млн), но первые суда будут стоить еще больше – до 30 млрд руб. ($458 млн)», – считает Бурмистров. Если в среднем каждое судно обойдется «Звезде» на 7,5 млрд руб. выше цены контракта, то общий размер компенсации может вырасти до 110 млрд руб. ($1,7 млрд) – это больше, чем вся поддержка отечественного судостроения за 10 лет, оценивает эксперт.

Представитель «Роснефти» (контролирует ДЦСС, оператора «Звезды») не ответил на вопросы «Ведомостей».