Amazon стал самым дорогим брендом в мире по версии BrandZ

В секторальном рейтинге энергетических брендов есть три российских
Mark Lennihan / AP Photo

Бренд Amazon оценен в этом году в $315,5 млрд. Логотип компании, которая теперь не только продает товары через интернет, но и снимает фильмы, предоставляет облачные компьютерные услуги, осуществляет доставку еды, возглавил ежегодный рейтинг BrandZ.

С 2007 г. 1-е и 2-е места в рейтинге занимали Apple и Google, в прошлом году составляющая рейтинг исследовательская компания Kantar Millward Brown (подразделение рекламной группы WPP) впервые оценила их стоимость более чем в $300 млрд.

Amazon шел за ними с большим отрывом ($207,6 млрд в 2018 г.), но, отмечалось в прошлогоднем исследовании BrandZ, показывал одни из самых быстрых темпов роста, подорожав за год в полтора раза.

Выстраивая гигантскую экосистему, Amazon становится вездесущим, отмечают составители рейтинга, который публикует Financial Times. Его бренд теперь присутствует в многочисленных категориях, включая не только традиционную электронную торговлю, но и здравоохранение, продажу продуктов питания, умные устройства (распознающая голос и управляющая домом колонка Alexa), а в 2017 г. Amazon стал первой интернет-компанией, чья картина «Манчестер у моря» была номинирована на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм» (и в итоге получила награды за лучший сценарий и лучшую мужскую роль). «Amazon ведет очень хорошую игру: главное, что предлагает этот бренд, – устраняет помехи во всем, что вы делаете, помогает облегчить, удешевить, ускорить покупку товара или использование компьютерного облака», – говорит Дэвид Рот, председатель BrandZ.

Хотя и у Amazon случаются неудачи. Как раз сегодня, 11 июня, компания сообщила, что закроет в США сервис по доставке еды из ресторанов Amazon Restaurants. В конце 2018 г. она поступила так же в Великобритании. Amazon не удалось получить значительную долю рынка из-за сильной конкуренции в этом секторе, пишет The Wall Street Journal. Правда, совсем из него компания не уходит. В мае она стала одним из крупнейших инвесторов британского сервиса доставки Deliveroo, возглавив раунд инвестиций на $575 млн.

За последние пять лет стоимость бренда Amazon выросла в пять раз. Этому способствовало и то, что учитывающаяся при оценке рыночная капитализация компании (см. врез) достигла в прошлом году $1 трлн, в начале этого она какое-то время была самой дорогой компанией в мире. Сейчас Amazon стоит $916 млрд. А крупнейшая компания мира по капитализации, по данным на закрытие понедельника, – Microsoft ($1,02 трлн). Ее бренд оценен в этом году в $251,2 млрд (4-е место). Он возглавлял список самых дорогих брендов один раз – в 2006 г., в первый год публикации рейтинга BrandZ; тогда он стоил $62,04 млрд.

10 самых дорогих брендов 2019 года по версии BrandZ

Единственный бренд в топ-10, не связанный с технологиями, – McDonald’s (9-е место со $130,4 млрд). Также в первой десятке два китайских бренда – стоящие чуть дороже Alibaba и Tencent. Но среди 100 самых дорогих брендов число китайских постоянно растет, отмечается в исследовании: сейчас их 15 против одного (China Mobile) в первый год составления рейтинга. Этому способствует и то, что китайские технологические гиганты с успехом борются с иностранными конкурентами на национальном рынке: доминирование Alibaba и JD.com заставило ту же Amazon объявить в апреле о сворачивании интернет-торговли в Китае.

Оценка бренда

Чтобы попасть в рейтинг BrandZ, бренд не обязательно должен быть международным – Kantar Millward Brown рассчитывает стоимость брендов компаний с широкой клиентской базой. Оценивается прибыль от продажи товаров и услуг под этим брендом и с учетом финансовых данных, включая рыночную капитализацию, – прибыль, которую он может принести в будущем. Этот показатель умножается на вклад собственно бренда в прибыль, который оценивается на основании интервью с 4 млн потребителей в 51 стране, где выясняется, насколько значимым, выделяющимся и заметным является бренд.

Китайские компании с успехом действуют и на международном рынке – Huawei стала крупнейшим в мире производителем телекоммуникационного оборудования. Несмотря на проблемы с репутацией, стоимость ее бренда за прошедший год выросла на 8% до $26,9 млрд. Правда, оценка не учитывает события самого последнего времени, когда власти США фактически отлучили Huawei от американского рынка. Впервые в рейтинг включен бренд производителя смартфонов и других устройств Xiaomi (74-е место с $19,8 млрд).

Одни из самых быстрых темпов роста (65%) показал стриминговый видеосервис Netflix: он поднялся на 27 позиций до 34-го места и стоит $34,3 млрд. В этом году сделанный для Netflix фильм «Рома» даже был номинирован на «Оскара» в основных номинациях, хотя в итоге получил премию как лучший фильм на иностранном языке; но его режиссер Альфонсо Куарон получил статуэтку как лучший режиссер. Фильм также стал лучшим по версии британской киноакадемии; принимая награду, Куарон тогда поблагодарил Netflix за «веру и смелость».

Результаты Netflix отражают тенденцию этого года: бренды, предлагающие людям впечатления и новый опыт, пользуются большей популярностью по сравнению с брендами, просто продающими продукцию. Последнее место в рейтинге занимает Adidas с $13,4 млрд.

В докладе Kantar Millward Brown также представлено несколько секторальных рейтингов. В одном из них, энергетическом, присутствуют российские компании: «Роснефть», «Газпром» и «Лукойл» заняли 8–10-е места. Бренд крупнейшей российской нефтяной компании оценен в $5,083 млрд (+ 7% за год), газовой монополии – в $4,187 млрд (+13%), крупнейшей частной компании – в $4,184 млрд (+16%). Но от лидеров они сильно отстают. Самый дорогой бренд в этой категории – Shell ($20,669 млрд). А на 4-м и 5-м местах расположились китайские компании: Cinopec ($10,76 млрд) и PetroChina ($9,517 млрд). Все бренды в этой категории за исключением китайских подорожали благодаря стабильным ценам на нефть, отмечается в исследовании. Самые быстрые темпы роста оказались у «Газпрома» и «Лукойла» благодаря «сохранению спроса со стороны ряда европейских и азиатских рынков» и несмотря на санкции против России.