Алкогольный холдинг Рустама Тарико начал производство шотландского виски

Продажи этого напитка в России растут
Группа «Руст» в сентябре запустила производство своего первого собственного виски/ Евгений Разумный / Ведомости

Группа «Руст» в сентябре запустила производство своего первого собственного виски – Darrow, рассказал представитель компании. С сентября он выпускается по контракту на мощностях шотландской вискокурни Ian Macleod Distillers (IMD), которая организует полный цикл производства – от выдерживания спиртов до создания купажа и розлива, продолжает он и подтверждает представитель IMD.

«Руст» – крупнейший производитель и дистрибутор алкоголя в Центральной и Восточной Европе и второй по продажам водки в мире. Компания выпускает водку «Русский стандарт», «Зеленая марка», «Талка» и др., ей принадлежит винный дом Gancia в Италии. Основатель и основной акционер – владелец банка «Русский стандарт» Рустам Тарико. В 2018 г. компания, по собственным данным, увеличила продажи на 13,6% до 30,1 млн 9-литровых коробов.

Для производства Darrow используются солодовые спирты из шотландских регионов Хайленд, Спейсайд и Лоуленд, выдержанные не менее 6 лет, рассказывает представитель компании. Бренд компания разрабатывала в партнерстве с агентством BBDO Branding, сообщил он и подтвердила гендиректор агентства Ольга Коновалова.

«Руст» будет продавать свое виски в России и странах СНГ, Европе и Северной Америке. План на первые 1,5 года – произвести 150 000 9-литровых коробов, говорит представитель компании, в России виски появится в середине октября, компания уже договорилась о поставках с Х5 Retail Group, а также с Metro, «О’кей» и др. Один из ритейлеров подтвердил планы продавать Darrow, на запросы никто из них не ответил.

В дистрибуторском портфеле «Руста» уже есть виски – Bruichladdich, но оно относится к суперпремиальному сегменту (от 2400 руб. за 0,7 л), сейчас компания решила расширить ассортимент за счет виски еще и в растущем низкоценовом сегменте, говорит представитель «Руста»: Darrow будет стоить в рознице от 799 руб. за бутылку 0,7 л. По его словам, это одно из лучших предложений в сегменте 100%-ного шотландского виски. Это и правда хорошее предложение недорогого виски, но со скидкой виски таких популярных брендов, как Bell’s, White Horse и др., можно купить менее чем за 600 руб., говорит гендиректор алкогольного дистрибутора АСТ Леонид Рафаилов. Сегмент растущий, согласен он, но в нем очень высокая конкуренция.

Продажи виски в России за 12 месяцев, завершившихся в августе 2019 г., по данным Nielsen, выросли на 17% и достигли 54 млрд руб. Более 60% виски продается в категории от 500 до 1000 руб., говорит представитель «Руста», в первые 1,5 года работы компания намерена занять в этой ценовой категории около 10%, «Руст» планирует вложить в производство (разработка бренда, контракт с производителем и продвижение) несколько миллионов долларов.

Продажи виски растут, потому что все чаще проходят акции, говорит директор по работе с клиентами «Nielsen Россия» Ольга Дашкевич: больше половины виски продается со скидкой, а ее средний размер – 22%. Кроме того, российские производители все чаще запускают собственные новинки, продолжает Дашкевич. Например, Beluga Group в прошлом году начала производство своего виски Troublemaker: дистиллят для него выпускается на ирландской вискокурне, а бутилируется виски в Московской области. Продажи виски и другого премиального крепкого алкоголя (ром, коньяк и др.) растут двузначными темпами уже более двух лет, отмечает руководитель направления по корпоративным отношениям Diageo (бренды Johnnie Walker, J&B, White Horse и др.) по России Дмитрий Петров. Он связывает это с тем, что потребители все больше знакомятся с разными видами алкоголя, пробуют коктейли в барах и ресторанах и т. д.

Сказывается еще и эффект низкой базы – продажи виски и другого премиального алкоголя сильно упали после кризиса в 2014 г., тогда выпиваемое в России виски было на 99% импортным, говорит директор ЦИФРРА Вадим Дробиз. Продажи вернулись к докризисному уровню и в 2019 г. составят около 55 млн л – во многом за счет роста более доступной отечественной продукции: на ее долю приходится уже около 30% рынка, констатирует Дробиз.

Крупные международные производители локализовали производство, напоминает он. Продукция серьезной международной компании с локализацией в России имеет преимущества: известные мировые бренды, которые не надо раскручивать, широкий ассортимент и эффективную экономику, указывает бренд-директор московского завода «Кристалл» (с 2018 г. на заводе разливается виски Diageo) Станислав Кауфман. Новой торговой марке будет очень сложно конкурировать с такими монстрами, заключает он.