Комиссия по транспорту одобрила проект отраслевой стратегии до 2035 года

Большая часть инвестиций пойдет на автомобильные и железные дороги
Рост инвестиций в железнодорожный сектор до 2030 г. преимущественно сфокусирован на расширении провозных мощностей, в первую очередь в направлении портов Дальнего Востока, т. е. в реконструкцию БАМа и Транссиба/ Александра Астахова / Ведомости

Минтранс завершает второй этап разработки транспортной стратегии на период до 2030 г. с прогнозом до 2035 г. Глава ведомства Виталий Савельев презентовал обновленный проект на правительственной комиссии по транспорту под руководством первого вице-премьера Андрея Белоусова 4 октября, сообщила пресс-служба правительства. Проект в целом одобрен, но будет доработан с учетом замечаний и представлен на заседании президиума Госсовета. По данным источника «Ведомостей», знакомого с работой над стратегией, президиум рассмотрит стратегию уже в 20-х числах октября.

Транспортная стратегия – основной документ планирования развития отрасли в России. Текущая стратегия принималась еще в 2008 г. и рассчитана на период до 2030 г. Первый этап разработки новой стратегии Минтранс завершил в начале июля. В строительство транспортной инфраструктуры (по базовому и оптимистическому сценариям) в 2021–2024 гг. предлагалось вложить от 9,8 трлн до 15,8 трлн руб., в 2025–2030 гг. – от 19,5 трлн до 31,4 трлн руб., в 2031–2035 гг. – от 21,8 трлн до 35,2 трлн руб. Общий объем бюджетных и внебюджетных затрат мог составить от 51,1 трлн до 82,4 трлн руб. Текущая стратегия до 2030 г. предполагает вложения в размере от 45 трлн до 54 трлн руб.

«Ведомости» ознакомились с презентацией по итогам второго этапа разработки стратегии. Теперь разброс инвестиций между сценариями уменьшен. Вложения в 2021–2024 гг. составят от 11,4 трлн до 13,9 трлн руб., в 2025–2030 гг. – от 22,2 трлн до 27,4 трлн руб., в 2031–2035 гг. – от 20,9 трлн до 25,6 трлн руб. Суммарно это от 54 трлн до 67 трлн руб. из бюджетных и внебюджетных источников. Эти инвестиции дадут кумулятивный эффект для российской экономики в 102 трлн руб., говорится в презентации.

Большая часть инвестиций будет приходиться на развитие автотранспорта в регионах, строительство автомобильных и железных дорог. Это 22–27 трлн (автотранспорт и дороги) и 17–21 трлн руб. (железные дороги). Минтранс предлагает задействовать механизм концессий для строительства железных дорог и платных автодорог, учитывать возможность расширения инфраструктуры за счет внесения земли и недвижимости в периметр проектов железнодорожного транспорта. Также в презентации обозначена необходимость создания условий для развития городского транспорта в формате ГЧП с внедрением цифровых решений.

Не каждый проект можно запускать на принципах ГЧП, отмечает руководитель InfraOne Research Александра Галактионова. На участках общей сети РЖД далеко не везде можно посчитать трафик, а если речь идет о строительстве моста или тоннеля, то такой проект можно структурировать через ГЧП, поясняет она. В части автодорог речь может идти об объездах крупных городов или дорогах в густонаселенных частях страны, уточняет аналитик.

На первом этапе разработки новой стратегии планировалось строительство обходов Волгограда, Владикавказа, Набережных Челнов, Анапы. В железнодорожной отрасли – развитие Восточного полигона (БАМ и Транссиб), подходов к портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов, развитие скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения на направлениях из Москвы в Сочи, Петербург, Казань и модернизация вокзалов в Воронеже, Улан-Удэ, Барнауле и Махачкале. На втором этапе сюда добавилась организация скоростного автомобильного движения от портов Черного моря и Крыма до Урала и строительство Северного широтного хода (соединение Северной и Свердловской железных дорог, 707 км).

РЖД принимала активное участие в обсуждении проекта транспортной стратегии и поддерживает скорейшее принятие документа, сказал представитель компании.

Рост инвестиций в железнодорожный сектор до 2030 г. преимущественно сфокусирован на расширении провозных мощностей, в первую очередь в направлении портов Дальнего Востока, т. е. в реконструкцию БАМа и Транссиба, сказал глава «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. После 2030 г. потребность в расширении мощностей по грузоперевозкам существенно сократится и, вероятнее всего, в структуре инвестиций будет превалировать строительство высокоскоростных магистралей для пассажирского движения, считает аналитик. По его мнению, ключевым вызовом будет являться возможность эффективно освоить инвестиции в таком масштабе.

В презентации по второму этапу предусмотрены и проекты развития гражданской авиации. Это реконструкция 21 аэродрома в Арктике и на Дальнем Востоке до 2030 г., продолжение субсидирования региональных авиаперевозок, развитие системы организации воздушного движения. Инвестиции в этой отрасли должны составить 3–4 трлн руб.

По словам директора отраслевого агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, предусмотренные на авиапроекты средства могли быть и меньше, если использовать более эффективные технологии. Например, на Дальнем Востоке гораздо перспективнее не просто бетонировать взлетно-посадочные полосы, а упрочнять грунт, что позволило бы снизить стоимость доведения полосы до нормативов.

Сейчас Минтранс дорабатывает стратегию вместе с Минэкономразвития. Основные направления доработки касаются расчета инвестиций, сценарных условий социально-экономического развития, грузовой базы по импорту и экспорту, климатической и низкоуглеродной повестки, следует из презентации. Отраслевая стратегия будет синхронизирована со стратегией низкоуглеродного развития, которая находится на согласовании в ведомствах, подтвердил «Ведомостям» представитель Минэка. Представитель Минтранса от комментариев отказался.