Пассажиропоток авиакомпаний в России в мае 2022 года снизился на четверть

Но обещанные перевозчикам субсидии поправят положение вещей, считают эксперты
Ситуация с перевозками пассажиров выровняется в июне, а в июле станет еще лучше из-за субсидий/ Андрей Гордеев / Ведомости

Перевозки пассажиров российскими авиакомпаниями в мае 2022 г. снизились примерно на 26% по сравнению с маем 2021 г. до 6,5 млн человек, рассказал «Ведомостям» источник в Минтрансе. Аналогичные данные также приводил отраслевой Telegram-канал «Авиаторщина». По данным Росавиации, в мае 2021 г. было перевезено 8,78 млн пассажиров.

Пассажиропоток российских авиакомпаний в январе – мае этого года составил 31,5 млн человек, что на 4,5% ниже, чем за тот же период прошлого года, добавил собеседник «Ведомостей». В январе – апреле 2022 г. российские авиакомпании перевезли более 19,8 млн пассажиров, что ниже объема перевозок на внутрироссийских маршрутах в 2021 г. на 5%, сообщала Росавиация. «Ведомости» направили запросы в Минтранс, Росавиацию, а также крупнейшим российским авиакомпаниям.

Представитель S7 рассказал «Ведомостям», что в мае 2022 г. авиакомпания перевезла 1,2 млн пассажиров (на 20% меньше, чем в мае 2021 г. – «Ведомости»). С января по май S7 Airlines перевезла более 5,7 млн пассажиров. Это ниже пассажиропотока за аналогичный период прошлого года примерно на 12%.

Другие перевозчики не комментировали свои майские показатели. Но источник в компании отрасли, видевший статистику перевозок за май, рассказал «Ведомостям», что «Аэрофлот» перевез 1,28 млн пассажиров за май. Это на 20% меньше по сравнению с тем же месяцем 2021 г. Пассажиропоток «Победы» по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года снизился на 36% до 790 000 человек, «Уральских авиалиний» – на 32% до 517 000 человек, говорит собеседник.

31 марта президент России Владимир Путин на совещании по развитию авиаотрасли обозначил необходимый объем пассажиропотока на 2022 г. – «не менее 100 млн человек». Похожую планку задавал министр транспорта Виталий Савельев в марте на заседании комитета Совета Федерации по экономической политике и в апреле на заседании комитета Госдумы по транспорту: 90 млн человек внутри страны и 10 млн пассажиров за рубеж.

Для обеспечения необходимого пассажиропотока российские авиакомпании должны получить субсидии в размере до 110 млрд руб. на операционную деятельность, сообщал в апреле вице-премьер Андрей Белоусов, выступая в Совете Федерации. По словам Белоусова, объем субсидирования для авиакомпании будет зависеть от расстояния и количества перевезенных пассажиров. 22 апреля соответствующее поручение утвердил Путин. Субсидии коснутся внутренних перевозок с апреля по октябрь 2022 г.

После начала СВО на Украине в феврале 2022 г. западные страны, в том числе США, Канада, Великобритания и страны ЕС, ввели санкции, которые в том числе коснулись авиаотрасли. Недружественные страны закрыли небо для российских самолетов, Россия ввела зеркальные меры. По словам Савельева, сейчас российские авиакомпании летают всего в 11 стран мира. Российским перевозчикам запретили приобретать самолеты иностранного производства и запчасти к ним, а также осуществлять техобслуживание и страхование воздушных судов (ВС). Зарубежные лизингодатели потребовали от отечественных авиакомпаний вернуть самолеты, взятые в аренду, до 28 марта. Но по решению российских властей большая часть ВС осталась внутри страны и совершает перевозки по внутрироссийским маршрутам из-за угрозы ареста самолетов.

Главные причины снижения пассажиропотока, по мнению директора отраслевого агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, заключаются в закрытии части международных направлений и аэропортов на юге России, «которые обеспечивали от 11 до 15% пассажиропотока». Действующие из-за СВО ограничения Росавиации на полеты в 11 аэропортов юга России постоянно продлеваются (сейчас – до 30 июня). Из-за этого, по словам главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова, часть пассажиров переориентировались на наземные виды транспорта.

Ситуация с перевозками пассажиров выровняется в июне, а в июле станет еще лучше из-за субсидий, которые выделило авиакомпаниям государство, считает Пантелеев. «Но достичь объема внутренних перевозок в 90 млн человек при закрытых южных аэропортах будет непросто», – отмечает он.

Гусаров считает, что эта цифра достижима, но ситуация в авиаотрасли слишком непредсказуема, чтобы дать точный прогноз. Рост внутреннего рынка авиаперевозок, по мнению эксперта, возможен – об этом говорят предложения авиакомпаний о новых рейсах по России.

Пантелеев напоминает, что самые популярные международные направления по-прежнему доступны (Египет, Турция, ОАЭ). Гусаров считает, что часть пассажиропотока на международных направлениях перетекла к зарубежным авиакомпаниям. Но оба эксперта сходятся в том, что достичь объема международных перевозок в 10 млн человек реально. «В целом ситуация с пассажиропотоком стала намного более благоприятной относительно мартовских прогнозов», – отмечает Пантелеев.

После публикации материала Минтранс РФ предоставил «Ведомостям» данные по пассажиропотоку российских авиакомпаний за отчетный период. По данным ведомства, в январе–мае 2022 г. авиатранспортом было перевезено около 32 млн человек, 25,8 млн из которых – внутри страны. Группа «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии», «Ютэйр» обеспечили перевозки 23,8 млн человек за отчетный период. В мае 2022 г. все российские авиакомпании перевезли свыше 6,8 млн человек. По словам представителя министерства, принимаются все меры для достижения целевого показателя объема авиаперевозок в 2022 г., обозначенного президентом России. 

Первые выплаты по субсидии за фактический налет пассажиро–километров эксплуатанты получат в июле.