В России впервые с февраля начала восстанавливаться погрузка на сети РЖД

Но во второй половине года падение может усилиться по большинству категорий грузов
Падение погрузки угля к концу года может возобновиться/ Андрей Гордеев / Ведомости

Падение погрузки на сети РЖД в июле 2022 г. к аналогичному месяцу прошлого года составило 5,5%, следует из данных компании от 1 августа. Это на 1 п. п. меньше, чем в июне, когда погрузка снизилась на 6,5% год к году. При этом впервые с февраля 2022 г., когда погрузка последовательно снижалась, в России зафиксировано слабое восстановление грузоперевозок по железной дороге.

За июль на сети РЖД было погружено 102,1 млн т против 100 млн т в июне. «Это все еще ниже, чем годом ранее, но отставание сократилось», – сообщила РЖД в своем Telegram-канале. Основная причина падения погрузки, как поясняет монополия, заключается в прекращении перевозок в направлении Украины и снижении экспортных потоков в западном направлении.

Источник «Ведомостей» в крупной компании сырьевого сектора также отмечает, что в июле продолжали ощущаться инфраструктурные ограничения на железной дороге на традиционных экспортных направлениях (при отгрузке в сторону портов Дальневосточного и Азово-Черноморского бассейнов), а также на обслуживающей ЦФО Московской железной дороге. В крупных металлургических, угольных, нефтяных, а также выпускающих удобрения компаниях на запросы «Ведомостей» не ответили или отказались от комментариев.

Совокупное сокращение погрузки на сети РЖД за семь месяцев текущего года составило 3,2%, она упала до 716,9 млн т. При этом общее снижение с начала года продолжает расти: за первое полугодие оно составляло 2,8%, за январь – май – 2,1%, за первые четыре месяца 2022 г. – 1,1%.

В июле, по данным РЖД, выросла погрузка стройматериалов до 13,2 млн т (+10,9% к июлю 2021 г.), зерна – до 1,5 млн т (+15,4%), а также нефти и нефтепродуктов – до 18 млн т (+1,7%). Возврат квот на вывоз угля из Кузбасса стимулировал восстановление его погрузки на железной дороге. В июле снижение погрузки угля составило 8% к июлю 2021 г. (27,5 млн т), тогда как в июне падение составляло 12% (26,9 млн т).

Негативную динамику демонстрирует погрузка железной руды – в июле падение составило 12% (9,3 млн т) против снижения на 4% месяцем ранее. Заместитель гендиректора ИПЕМа Владимир Савчук связывает это главным образом со снижением экспорта из-за падения выпуска стали на мировых рынках. Общемировое производство стали, по данным Worldsteel, за январь – июль 2022 г. снизилось на 6,3% к аналогичному периоду 2021 г. В частности, в Китае падение составило 6,5%, в Германии – 5,5%, в Японии – 4,3%, в Южной Корее – 3,9%, в России – 7,2%.

Кроме того, с марта правительство России ограничивает вывоз лома за рубеж через квотирование (квота для беспошлинного вывоза на июнь – июль составляла 540 000 т). Погрузка лома упала в июле 2022 г. на 40% (менее чем до 1 млн т). Продолжает сокращаться также и погрузка лесных грузов: в июле падение год к году составило 34,2% (до 2,5 млн т) против падения на 25% в июне.

Замедление падения перевозок угля в июле, по словам Савчука, связано с возвращением отгрузок на Восточный полигон (БАМ и Транссиб). Но в августе, по мнению гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, динамика по углю «может резко ухудшиться» в связи со вступлением в силу с 1 августа запрета на его импорт в ЕС. Эта мера вошла в пятый пакет санкций, принятый в начале апреля 2022 г. в ответ на СВО России на Украине. По данным Минэнерго России, на страны ЕС до введения санкций приходилось почти 22% от общего объема экспорта угля из РФ, который составлял около 49 млн т ежегодно. «Тем не менее с началом отопительного сезона погрузка угля на экспорт в сентябре – декабре 2022 г. активизируется, в том числе через порты Мурманска и Северо-Запада», – прогнозирует Савчук.

По стройматериалам и нефтепродуктам, по мнению управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, следует ждать дальнейшего увеличения объемов погрузки, также возможна положительная динамика погрузки руды черных металлов и самих черных металлов «на фоне полученных послаблений» для отрасли. 31 июля правительство РФ решило до конца 2022 г. продлить тарифную квоту на экспорт за пределы ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия) лома и отходов черных металлов. Квота составит 1,35 млн т.

В целом падение погрузки на сети РЖД в июле на 5,5% соответствует прогнозу ИПЕМа по сокращению объемов погрузки в 2022 г. от 2 до 7% («Ведомости» писали об этом 24 марта). Второе полугодие, по оценкам Гришунина, будет слабее первого, но поквартально «несколько лучше, чем II квартал 2022 г.». «Логистика начинает адаптироваться к санкциям, а позиции рубля уже не такие крепкие, как в начале лета (что делает более привлекательным экспорт.– «Ведомости»)», – отметил он.

По итогам 2021 г. погрузка на сети РЖД составила 1282,9 млн т. Это на 3,2% больше, чем в 2020 г., и почти столько же, как в допандемийном 2019 году. Объем перевозок грузов по сети РЖД, учитывающий ввозимый в страну импорт и транзит, в прошлом году составил 1403,6 млн т.

В подготовке статьи участвовал Александр Волобуев