Продажи ноутбуков Dell и Apple сократились более чем на 80% с начала года

Спрос на технику китайских Huawei и Honor на фоне ухода западных конкурентов заметно вырос
Продажи ноутбуков Dell и Apple сократились более чем на 80% с начала года/ Максим Стулов / Ведомости

Ноутбуки американского вендора Dell практически исчезли с российского рынка: с января по август их продажи сократились на 90%. По данным аналитиков российского дистрибутора «Марвел-дистрибуция», в январе 2022 г. было продано более 15 000 ноутбуков Dell, а в августе – лишь 1670. Продажи ноутбуков HP за тот же период сократились втрое, а Apple – вчетверо. Значительное сокращение продаж этих вендоров подтвердили представители «М.видео-Эльдорадо» и «Ситилинка».

Сходную картину демонстрировали и продажи ПК за первое полугодие (об этих подсчетах аналитиков «Марвел-дистрибуции» «Ведомости» писали 21 октября»).

При этом количество реализованных ноутбуков китайских вендоров на фоне ухода с рынка конкурентов в связи с началом СВО на Украине за первые восемь месяцев года заметно увеличилось. Так, реализация ноутбуков Huawei с января по август выросла на 372% до 33 300 шт., Honor – на 113% до 20 700 шт. Как следует из исследования «Марвел-дистрибуции», рост на 102% также показала категория «Другое», в которую входит продукция китайских компаний Thunderobot и Machenike, а также российской Aquarius и др.

Общее число проданных в России ноутбуков за первые восемь месяцев 2022 г. составило 1,9 млн устройств, подсчитали аналитики «Марвел-дистрибуции». При этом в августе было продано только 178 700 шт., что на 43% меньше, чем в январе 2022 г.

Несмотря на сильное падение продаж, лидером рынка ноутбуков по итогам восьми месяцев осталась американская HP, ее доля рынка составила 21%, следует из отчета «Марвел-дистрибуции». Но еще в июле HP заявила, что полностью выведет свой бизнес из России и Белоруссии в ответ на СВО.

В топ-5 по реализации ноутбуков также оказались китайские Lenovo (18%), Acer (13%), Asus (12%) и американская Apple (8%). Доля рынка Huawei и Honor по итогам восьми месяцев составила 7 и 6% соответственно. Представитель «Марвел-дистрибуции» объяснил «Ведомостям», что в начале года были «очень большие» поставки HP и Lenovo и у дистрибуторов до сих пор остается некоторое количество устройств.

В том, что многие ушедшие из России бренды по-прежнему в топе продаж, нет ничего удивительного, соглашаются опрошенные «Ведомостями» эксперты: сказываются запасы, которые были на внутреннем рынке, и параллельный импорт. Популярность ноутбуков HP, например, объясняется «широким модельным рядом даже в этом году и любовью корпоративных заказчиков», объясняет представитель Ozon. Оборудование HP обладает высокой производительностью и надежностью, поэтому пользуется спросом даже после ухода вендора из страны, подтверждает директор департамента маркетинга DCLogic Александр Галинский. Привезти такое оборудование по-прежнему можно параллельным импортом, напоминает он. Впрочем, параллельный импорт решает вопрос лишь отчасти и он напрямую зависит от внешней политики и ограничений, которые накладывают другие страны на Россию, говорит Галинский.

Азиатские бренды постепенно вытесняют американские на российском рынке, говорит представитель «Ситилинка». По данным компании, в I квартале топ-5 брендов ноутбуков по продажам в штуках составляли Asus, HP, Lenovo, Acer и Dell. Во II квартале HP вырвалась в лидеры, вторую строчку заняла Lenovo, спустив Asus на третью позицию, Acer и Dell по-прежнему замыкали топ. Но в III квартале в пятерке лидеров появились новые игроки: топ-5 составили Acer, Huawei, HP, Lenovo, Asus, резюмирует представитель «Ситилинка». Китайские бренды «все активнее конкурируют с многолетними лидерами, консолидировавшими российский рынок», подтверждает представитель «М.видео-Эльдорадо».

Китайские производители в этом году постепенно наращивают свою долю продаж на Ozon, подтверждает представитель марктеплейса. Среди всех производителей лидером по итогам первого полугодия стала Lenovo, в первой пятерке также оказались HP, Asus, Acer и Honor, добавил представитель компании.

Представители «Яндекс.Маркета» и DNS не ответили на запрос «Ведомостей».

Общее падение продаж ноутбуков связано с тем, что многие крупные компании в этом году сократили расходы на замену оборудования, перенаправив бюджеты на более приоритетные задачи, объясняет руководитель направления инфраструктурных решений IT-компании «Крок» Александр Сысоев. Ситуация неопределенности вынудила IT-подразделения компаний поставить на паузу закупки оборудования, соглашается Галинский. Также повлияли проблемы в логистике нового оборудования, выросли цены, добавляет Сысоев.

Складские запасы многих крупных дистрибуторов постепенно распродают и предложение становится меньше, при этом параллельный импорт пока только налаживает стабильные каналы, объясняет он. Еще одним ключевым фактором стало сокращение не предложения, а спроса, в том числе из-за массового отъезда IT-специалистов, заключает партнер Data Insight Борис Овчинников.