Металлурги просят госсубсидий для РЖД для снижения экспортного тарифа

Рост транспортных издержек и снижение мировых цен на сталь приводят к падению экспорта
Скидка к тарифу РЖД поможет прокату активнее уходить на экспорт, считают металлурги/ Евгений Разумный / Ведомости

РЖД может получить субсидии из бюджета для предоставления металлургическим компаниям скидок к тарифам на перевозки их продукции на Дальний Восток, которые сейчас низкорентабельны. Об этом заявил исполнительный директор «Русской стали» (лобби крупных предприятий черной металлургии) Алексей Сентюрин на совещании координационного совета металлургической промышленности при Минпромторге, прошедшем 9 ноября. По его словам, эту идею «Русской стали» поддержал заместитель гендиректора РЖД Алексей Шило (отвечает за грузоперевозки) по итогам совещания в монополии 31 октября.

Информацию о предложении снизить тарифы РЖД за счет бюджетной субсидии подтвердили источники «Ведомостей» в двух металлургических компаниях.

Сентюрин также добавил, что Минпромторг поддержал эту инициативу и должен написать письмо первому вице-премьеру Андрею Белоусову от лица министра Дениса Мантурова.

Источник «Ведомостей» в металлургической компании пояснил, что октябрьское совещание касалось тарифов РЖД на 2023 г. По его словам, стороны пришли к решению, что субсидирование РЖД – единственный вариант снижения тарифа для сохранения объемов перевозок металлопродукции на экспорт. Собеседник пояснил, что сейчас металлурги и Минпромторг ведут расчеты размера субсидии для сохранения экспортных потоков по разным направлениям, в том числе по Дальнему Востоку. По его словам, механизм уже есть: это постановление правительства от 29 декабря 2021 г. № 2540, которое предусматривает возможность предоставления субсидий перевозчику для снижения тарифа металлургам.

Скидки надо компенсировать

Законодательство предусматривает возможность предоставления РЖД индивидуальных скидок российским компаниям при увеличении объема их перевозок, передал «Ведомостям» замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов через пресс-службу. Но, по оценке Минпромторга, чтобы скидки для металлургов были экономически эффективными, «необходима компенсация потерянных доходов РЖД со стороны бюджета». «Должны быть определены долгосрочные механизмы регулирования тарифов естественной монополии», – отметил Евтухов.

Минпромторг прорабатывает различные варианты мер по снижению тарифной нагрузки на металлургию. По словам замминистра, сейчас ситуация в отрасли значительно улучшается: по сравнению с июнем и июлем средняя загрузка мощностей увеличилась с 80 до 87%, в том числе на крупнейших комбинатах, у которых в июне загрузка была в районе 65%. Евтухов подчеркнул, что постоянная индексация тарифов РЖД, в том числе сохранение 8%-ной экспортной надбавки, «накладывает дополнительную финансовую нагрузку на отрасль».

РЖД с 2013 г. может самостоятельно, без обращения в ФАС, регулировать уровень тарифа на грузоперевозки в рамках так называемого тарифного коридора. В его рамках предельный уровень надбавки к грузовому тарифу составляет 10%, а максимальная скидка – 50%.

Представитель РЖД сообщил «Ведомостям», что сейчас дополнительные скидки к тарифу на перевозки металлопродукции в восточном направлении не являются экономически целесообразными. «В тарифе уже заложены понижающие коэффициенты в зависимости от дальности перевозок. Например, скидка при перевозке металлов на расстояние свыше 5000 км составляет 66%», – пояснил он.

«Но, понимая положение металлургов, компания поддерживает предложение ассоциации «Русская сталь» о прямом субсидировании предприятиям части расходов на перевозку металлургической продукции в восточном направлении», – подчеркнул собеседник.

Источник в металлургической компании добавляет, что в середине ноября в качестве приоритетной задачи Белоусов обозначил необходимость поддержки несырьевого неэнергетического экспорта. «С учетом ухудшения с конца лета ситуации с экспортом металлов решение по поддержке РЖД для снижения тарифа может быть поддержано первым вице-премьером», – считает он.

Источник «Ведомостей» в железнодорожном операторе отметил, что компания поддерживает инициативу, так как высокая транспортная составляющая не позволяет увеличить экспорт металлов на восток. По его оценке, в 2023 г. без субсидий погрузка может сократиться на 10–14%.

По оперативным данным РЖД, погрузка на сети в октябре 2022 г. упала на 3% в годовом выражении – до 107 млн т. За 10 месяцев 2022 г. погружено 1 млрд т (-3,6%). Погрузка черных металлов в январе – октябре снизилась на 1,6% до 55,8 млн т, а в октябре – на 11,7% до 5,3 млн т год к году. Хотя в сентябре отставание по черным металлам было меньше (-7,4%, 5 млн т), их экспорт рухнул почти на 43% до 1,34 млн т. Данные по экспорту в октябре не опубликованы.

Цены вниз, тарифы вверх

О том, что в последние месяцы была зафиксирована отрицательная рентабельность перевозок металлургических грузов на экспорт (по некоторым поставкам спад составлял до 49%), «Ведомости» писали 3 октября. Тогда грузоотправители оценивали транспортную составляющую в себестоимости экспорта металлургических грузов в 15–20% (обычно не более 10%), а в восточном направлении она доходила до критических 30%, из которых 60% приходилось на тариф РЖД.

Как росли тарифы РЖД

В 2022 г. тарифы РЖД повышались уже дважды (они индексируются ФАС). С 1 января они выросли на 6,8% (5,8 п. п. – собственно индексация и 1 п. п. – увеличение целевой надбавки на капитальный ремонт инфраструктуры). А с 1 июня тарифы были подняты еще на 11% к предыдущему уровню. В итоге рост тарифов РЖД к уровню прошлого года составил 18,6%.

Цены на стальной прокат с базисом поставки FOB Китай на 17 ноября упали на 26% до $556/т по сравнению с началом года, свидетельствуют данные Лондонской биржи металлов (LME). Руководитель отдела аналитических исследований Альфа-банка Борис Красноженов отмечает, что цены на сталь в Юго-Восточной Азии остаются очень низкими и в этих условиях экспорт в Азию убыточен при любом направлении отгрузки.

В начале октября Шило говорил журналистам, что РЖД получила просьбу о скидках от пяти металлургических компаний. Одной из них решено предоставить скидки на перевозку сырья для предприятий Юго-Восточной железной дороги через порты Азово-Черноморского бассейна, тогда по этому вопросу проходили финальные согласования, сказал топ-менеджер.

Металлургов не устраивают и планы по повышению тарифов РЖД на 9,8% в 2023 г., так как это приведет к росту тарифной нагрузки на отрасль выше прогнозной инфляции, напоминает ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. Отрасль выступила с предложением о повышении тарифов на уровень инфляции в 5–6%, но пока решения нет, отмечает эксперт.

Размер скидок РЖД индивидуален для каждого грузоотправителя, так как зависит от дальности перевозок, но в целом речь идет о 12–35%, указывает президент НИЦ «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин. Схема субсидирования отработана на агрогрузах и хорошо себя зарекомендовала, продолжает он. На первом этапе, по его мнению, целесообразно предоставить субсидии в размере 1 млрд руб. и определить ключевые критерии их предоставления (с учетом экспортной конъюнктуры и общих транспортных издержек).

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает предоставление субсидий РЖД под скидки «относительно разумным» решением, которое позволит обеспечить экономическую эффективность перевозок металлопродукции. В существующих реалиях тариф в направлении Дальнего Востока делает экспорт чермета нерентабельным, полагает он: «Если металлургам не предоставят скидки, отгрузки продолжат сокращаться». На резкое улучшение конъюнктуры мировых рынков металлопродукции, а также на ослабление курса рубля Бурмистров советует пока не рассчитывать.

Экспорт стали низкорентабелен практически для всех компаний, соглашается аналитик «Открытие Research» Даниил Каримов. Скидки на транспортировку, по его мнению, станут одним из немногих способов обеспечить поддержку отрасли. По прогнозу Красноженова, с учетом роста стоимости железной руды и коксующегося угля цена на сталь должна восстановиться до $650–700/т. «Это позволит российским металлургам восстановить рентабельность при экспортных продажах в Азию», – говорит он.

«Ведомости» направили запросы в крупнейшие металлургические компании, «Русскую сталь», Минфин, Минэкономразвития и представителю Белоусова.