Экспорт угля из России в октябре начал восстанавливаться

Но по итогам года поставки за рубеж снизятся на 8–10%
Высокие цены на уголь в 2022 г. позволяют сохранять приемлемую маржинальность для российских угольщиков/ Андрей Гордеев / Ведомости

За 10 месяцев 2022 г. российские поставки угля за рубеж снизились год к году на 8,2% до 167,4 млн т. Об этом сообщили «Ведомостям» два источника, знакомых со статистикой Минэнерго. При этом в октябре экспорт подрос до 17,5 млн т, что стало месячным максимумом с июля 2022 г., т. е. с момента введения эмбарго ЕС на ввоз угля из России.

Рост экспорта в октябре обеспечили поставки в дальнее зарубежье, которые также стали максимальными с июля и составили порядка 16,6 млн т, уточняет один из собеседников. Экспорт в ближнее зарубежье в октябре, по его словам, снизился по сравнению с сентябрем и составил чуть более 900 000 т.

По данным источников «Ведомостей», в январе – октябре вырос экспорт коксующегося угля на 15,5% до 21,3 млн т, а экспорт энергетического снизился на 10,9% до 146,1 млн т. Рост демонстрируют морские поставки угля. В октябре таким путем отправлено за рубеж из РФ почти 16,6 млн т, что лишь немного ниже рекордного показателя июня 2022 г., сообщало ранее Bloomberg со ссылкой на данные Kpler.

Хотя суммарный экспорт за 10 месяцев все еще снижается к аналогичному периоду прошлого года, в октябре падение составило 5,2% к октябрю 2021 г. и стало минимальным с июля. В августе объем экспорта угля упал на 9,2% до 16,7 млн т, в сентябре – на 12,8% до 15,5 млн т. В июле падение было на уровне 4,5%, за рубеж поставлено 17,95 млн т.

По данным источников, добыча угля в России за январь – октябрь 2022 г. снизилась незначительно – всего на 1,3% до 355,3 млн т. Снижение оказалось небольшим благодаря росту потребления на внутреннем рынке на 8,4% до 145 млн т, преимущественно за счет закупок ТЭС (+19%).

Российский уголь подпал под санкции после начала СВО на Украине, которая продолжается с февраля 2022 г. Вначале ЕС согласовал эмбарго на импорт угля из России, которое начало действовать 10 августа. С этого момента запрещены поставки по долгосрочным контрактам, спотовые закупки российского угля в Европе были остановлены практически сразу после введения санкций. В результате российские компании стали перенаправлять уголь с европейского рынка в Азию («Ведомости» писали об этом 17 августа). По данным Минэнерго, в 2021 г. Россия поставила в ЕС 48,8 млн т угля, из которых 45,3 млн т пришлось на энергоуголь. Доля ЕС в экспорте российского угля составляла в прошлом году 21,8%.

Как писали «Ведомости», по прогнозам Российского энергетического агентства Минэнерго, экспорт угля из РФ по итогам года может снизиться на 9,1% (в оптимистичном сценарии) или на 12,6% в инерционном сценарии. В 2021 г. российские компании добыли 439,5 млн т угля и экспортировали 223,4 млн т. В октябре в правительстве на совещании под председательством вице-премьера Александра Новака обсуждались стимулирующие меры для поддержки угольного экспорта. В частности, предлагалось обеспечить равный доступ угледобывающих регионов к Восточному полигону (БАМ и Транссиб) РЖД и переориентировать экспорт высокомаржинальных грузов (с низкой долей затрат на логистику в стоимости) с Восточного полигона на Западный, а также ввести тарифные меры поддержки («Ведомости» писали об этом 2 ноября).

Минэнерго ожидает «небольшого снижения» добычи угля по итогам 2022 г. по сравнению с 2021 г., заявил «Ведомостям» представитель министерства, не уточнив цифру. Он подчеркнул, что угольная отрасль РФ «активно меняет логистику» для вывоза продукции за границу. «Дальнейшее развитие ситуации в угольной отрасли будет зависеть от периода адаптации импортеров российского угля и скорости переориентации угольной промышленности России на новые рынки», – говорится в комментарии министерства.

Эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов подтверждает, что добыча угля в России и его экспорт в октябре «активно восстанавливались» по сравнению с сентябрем. По словам эксперта, рост экспорта связан с продолжающимся наращиванием добычи на Эльгинском месторождении в Якутии. Его оператор – компания «Эльгауголь» (принадлежит «А-проперти» Альберта Авдоляна) по итогам 10 месяцев 2022 г. увеличила добычу на 41,8% к тому же периоду прошлого года до 16,68 млн т. При этом по сравнению с сентябрем 2022 г. прирост добычи в октябре был небольшим – на 1,4% до 1,49 млн т.

Аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев добавил, что помимо стран Евросоюза (особенно Германии и Нидерландов) объемы экспорта также снизились в направлении Японии. При этом поставки в Южную Корею, вероятно, сохранились на прошлогоднем уровне, а отгрузки в Китай, Индию, Турцию и Марокко выросли, отмечает аналитик, не уточняя цифр. Калачев сомневается, что снижение угольного экспорта в западном направлении удастся полностью заместить за счет наращивания поставок по другим направлениям «из-за ограниченной пропускной способности транспортной инфраструктуры и пределов спроса в странах Юго-Восточной Азии».

По итогам 2022 г. Калачев ожидает снижения добычи угля в России на 1–1,5%, в 2023 г. – еще на 3–5%. Экспорт российского угля в 2022 г. может упасть на 8–10%, а в 2023 г. падение замедлится до 5–7%, оценил аналитик.

Высокие цены на уголь в 2022 г. позволяют сохранять приемлемую маржинальность для российских угольщиков. В первой половине года уголь активно дорожал, и июньские котировки превышали мартовские примерно на 30%. В середине июня фьючерсы на энергетический уголь с доставкой в порты Амстердама, Роттердама и Антверпена торговались по $373/т («Ведомости» писали об этом 22 июня). На 8 декабря стоимость февральских фьючерсов составляла порядка $254/т.

При этом после начала СВО российские угольщики вынуждены продавать продукцию за рубеж с дисконтом. В июле, когда стоимость энергетического угля превышала $400/т, дисконты на российский уголь, по данным Центра развития энергетики, достигали $200/т относительно региональных бенчмарков («Ведомости» писали об этом 17 августа). При этом в октябре дисконт вырос до 70%, или до $280/т (см. номер от 7 октября).

В крупнейших угольных компаниях, включая СУЭК, «Мечел», «Распадскую» (входит в Evraz), «СДС-уголь», на момент сдачи номера не ответили на запросы.

В подготовке статьи участвовала Надежда Синцова