Число продаваемых в России брендов иностранных препаратов за пять лет сократилось на 17,6%

На фоне импортозамещения многие из них поставлять стало экономически невыгодно
Тенденция на оптимизацию продуктовых портфелей будет продолжаться/ Андрей Гордеев / Ведомости

Иностранные фармкомпании за последние пять лет сократили число продаваемых в России торговых марок лекарств на 17,6%. Об этом говорится в исследовании аналитической компании RNC Pharma. В начале 2018 г. их было 2517, но к III кварталу этого года их количество уменьшилось до 2073. Компании могут выпускать лекарство с одним действующим веществом (международным непатентованным наименованием, МНН), но под разными торговыми марками. Например, лекарства с действующим веществом диклофенак зарегистрированы под брендами «Вольтарен», «Велтавел», «Флектор рапид», «Ортофен», «Наклофен» и т. д. В 2018 г. число иностранных брендов в расчете на одно МНН составляло 1,85, сейчас этот показатель снизился до 1,72.

На фоне импортозамещения зарубежные фармацевтические компании корректируют свои продуктовые портфели, поясняет директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. По его словам, многие из них принимают решение в текущей экономической ситуации отказаться от отдельных продуктов или лекарственных форм, если их начали выпускать несколько российских предприятий.

Об этом же говорит и генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк. По его словам, особенно остро оптимизация портфелей иностранных фармкомпаний чувствуется в госсегменте. По его словам, есть препараты, нацеленные на госзакупки и при этом слабо представленные в рознице. При появлении российских аналогов зарубежный препарат становится экономически нецелесообразно импортировать, объясняет эксперт. Но, по его словам, есть иностранные компании, которые локализовали производство лекарств в России, чтобы участвовать в государственных тендерах. Этому способствовало введенное в 2015 г. постановление правительства от 30 ноября 2015 г. № 1289, согласно которому иностранные компании исключаются из госзакупок, если заявки на поставку закупаемого препарата подали как минимум два производителя из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В профессиональной среде это правило получило название «третий лишний».

В Ассоциации иностранных фармпроизводителей не смогли назвать число локализованных в РФ препаратов. Запрос в Минпромторг по этому вопросу остался без оперативного ответа.

Тенденция на оптимизацию продуктовых портфелей будет продолжаться, считает Шуляк. С ним согласен и Беспалов. Хотя, по его словам, наиболее активная стадия «чистки портфелей» уже миновала. Клиенты аптечной розницы (61% опрошенных) тоже стали отдавать предпочтение отечественным лекарствам. Такие данные опроса компании Ipsos приводило отраслевое издание «Фармацевтический вестник». В III квартале текущего года 54% респондентов начали покупать российские аналоги из-за роста цен на зарубежные препараты, 45% – из-за отсутствия зарубежных оригиналов в аптеках. Кварталом ранее цифры были на уровне 51 и 41% соответственно.

Отечественные фармкомпании производят более 1600 МНН лекарств, по данным Национальной системы маркировки. Всего же на рынке, по словам Шуляка, обращается около 2500 МНН. Из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов полностью замещен импорт по 45 видам (всего в нем 808 видов), следует из данных системы маркировки. За семь месяцев этого года российские фармпроизводители зарегистрировали более 740 препаратов в разных формах – это свыше 80% от всех регистрационных удостоверений, одобренных в этот период. Такие цифры озвучивал представитель Минпромторга (цитата по ТАСС). Отечественные компании увеличили и число клинических исследований лекарств с марта по октябрь с 395 до 525 соответственно.

В то время как ряд иностранных фармпроизводителей, наоборот, заявили о приостановке проведения новых исследований в России. Такие заявления после начала СВО в марте сделали Pfizer, Lilly, AbbVie, Sanofi, MSD и др.