Минэнерго призвало нефтяников сдерживать цены на топливо для аграриев

Объем выпуска горючего достаточен для покрытия спроса в период уборки урожая
Штаб Минэнерго взял обеспечение аграриев топливом на особый контроль/ Евгений Разумный / Ведомости

Минэнерго рекомендовало нефтяным компаниям сдерживать цены на дизельное топливо в мелком опте в сельскохозяйственных регионах России, сообщил «Ведомостям» представитель пресс-службы министерства. Он отметил, что Минэнерго вместе с Минсельхозом обсудило проблемы с обеспечением аграриев дизтопливом на региональных нефтебазах. На фоне высокой загрузки железнодорожных направлений на юге страны в туристический сезон возникли сложности с ритмичностью поставок топлива, говорится в комментариях Минэнерго.

Минсельхоз направил обращение в Минэнерго и Минтранс по вопросам роста цен на дизтопливо и перебоев с его поставками, сообщил представитель Минсельхоза. По его словам, совещание по стабилизации цен на ГСМ, «особенно в важных аграрных регионах», прошло 17 августа на площадке Минэнерго с участием Минсельхоза и топливных компаний.

В результате Минэнерго договорилось с РЖД и нефтяными компаниями о точечном решении проблем исходя из «безусловного приоритета снабжения топливом аграриев в период уборки урожая и сева озимых зерновых культур», отметил представитель ведомства. Штаб Минэнерго взял обеспечение аграриев топливом на особый контроль, а объем производства и запасов достаточен для покрытия спроса, уточнил он. Представитель Минсельхоза подтвердил, что топливным компаниям «рекомендовано принять комплекс мер по сдерживанию цен на ГСМ».

По данным Росстата, выпуск бензина в России в первом полугодии 2023 г. вырос на 4,6% год к году до 21,8 млн т, производство дизтоплива – на 7,3% до 44,1 млн т.

Ранее «Интерфакс» сообщал со ссылкой на источники, что аграрии столкнулись с резким ростом цен на дизель в период уборки урожая и подготовки полей для сева. По словам собеседников издания, есть проблемы со своевременной поставкой РЖД вагонов с дизтопливом конечным филиалам поставщиков топлива.

Представитель РЖД сообщил «Ведомостям», что почти 100% топлива по железной дороге доставляется в установленные сроки, а планы погрузки заранее согласованы с грузоотправителями. Госкомпания отмечает длительный простой цистерн в ожидании выгрузки получателями топлива, что «затрудняет ситуацию на станциях и сдерживает рост объемов перевозок». Например, по словам представителя РЖД, на отдельных терминалах в Ростовской области, Краснодарском крае и других регионах Южного ФО срок выгрузки цистерн превышает средний показатель более чем в 10 раз.

Собеседник отдельно подчеркнул, что поставки топлива по железной дороге на юг России не зависят от увеличения объемов пассажирских перевозок. По данным РЖД, рост перевозок пассажиров в дальнем следовании в июле 2023 г. составил 6,7% в годовом выражении до 14,5 млн человек, за январь – июль – 13,7% до 68,7 млн. На юге России, где РЖД видит замедление выгрузки топлива, пассажиропоток растет в том числе в связи с закрытием 11 аэропортов с начала СВО на Украине.

Зампред правления ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев согласен, что из-за временного закрытия аэропортов на юге России выросли перевозки грузов и пассажиров по железной дороге. Но ритмичная отгрузка топлива, по его мнению, невозможна по разным причинам: НПЗ могут отгружать цистерны не по графику, на станциях могут быть проблемы с тепловозами и т. д.

В этом году в России наблюдается рекордный рост оптовых цен на топливо на бирже СПбМТСБ. В апреле с началом сезона ремонтов на НПЗ котировки на бензин Аи-92 и Аи-95 перешли к росту. С 10 апреля по 24 июля оптовая цена Аи-92 на бирже выросла на 41% до исторического максимума в 64 879 руб./т, а Аи-95 за тот же период прибавил 35,8% и достиг 69 925 руб./т. Исторический рекорд Аи-95 обновил 18 августа, достигнув отметки 70 123 руб./т.

Дизтопливо же начало существенно дорожать в опте только в середине июля: с 21 июля по 22 августа его стоимость выросла на 14,9% до 66 218 руб./т. Со 2 по 17 августа цена дизеля на бирже обновляла исторический рекорд каждый день.

Постепенно рост стоимости топлива в опте отразился и на розничных ценах. За июль стоимость бензина на АЗС выросла на 2,2%. Дизель с 17 июля по 14 августа подорожал на 1,4%. По последним доступным данным Росстата, с 7 по 14 августа розничные цены на бензин Аи-92 выросли на 0,5% до 49,99 руб./л, Аи-95 – также на 0,5% до 54,58 руб./л, а на дизель – на 0,7% до 59,27 руб./л.

Минэнерго, ФАС и правительство в лице курирующего ТЭК вице-премьера Александра Новака обсуждают различные меры по сдерживанию цен на топливо на внутреннем рынке. В их числе назывались квотирование экспорта нефтепродуктов, лицензирование поставок топлива за границу, а также сокращение числа экспортеров. Кроме того, правительство увеличило нормативы продаж топлива на бирже СПбМТСБ с 1 сентября на 1 п. п. – до 9,5% для дизеля и до 13% для бензина.

По словам управляющего эксперта Центра аналитики и экспертизы ПСБ Екатерины Крыловой, сейчас в российском аграрном секторе наблюдается рост спроса на топливо для техники, который продлится до конца сентября – октября. При этом динамика цен в мелком опте схожа с крупным, продолжает она. Например, в Московском регионе отгрузочная цена летнего дизтоплива выше 68 000 руб./т, а в среднем по России – выше 66 000 руб./т. Крылова уточнила, что мелкооптовой торговлей занимаются как крупные нефтяные компании, так и трейдеры.

Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский заявил, что в аграрной отрасли ситуацию с ростом цен на дизтопливо оценивают крайне негативно. «Сейчас каждая копейка на счету. Поскольку аграрии получают одни убытки от продаж, то любое повышение цен, даже на малейшую копейку, болезненно сказывается на аграриях», – считает он. Злочевский отмечает, что доля затрат на топливо в себестоимости зерна значительна, но не превышает 50%. При этом каждое повышение цен на дизель приводит к увеличению доли этих расходов в производстве. По данным Злочевского, в зависимости от региона рост цен на дизтопливо в этом году составил 5–20%.

Гусев замечает, что в России слабо развита транспортировка топлива по продуктопроводам, по которым дизель можно было бы поставлять в южные регионы, а также перевозки нефтепродуктов речным транспортом. Автомобильные перевозки в России также затруднены, так как компаниям необходимо получать разрешение на перевозку топлива бензовозами, добавил он. При этом многие дороги не выдерживают вес бензовоза, из-за чего происходит недолив топлива, добавляет эксперт.

Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что стабильность цен можно обеспечить в первую очередь за счет увеличения производства нефтепродуктов, но существенно нарастить его нельзя из-за ремонтов на некоторых НПЗ. Также оптимизация логистики поставок могут способствовать временное снижение налогов и сборов с нефтяников, добавляет он.

По мнению Гусева, поставщики могут по-разному трактовать рекомендацию «сдерживать» цены на нефтепродукты, например ограничить рост уровнем инфляции или иным ценовым индикатором. Но спекулятивное повышение цен должно прекратиться, уверен он. При этом, как полагает Гусев, сельхозпроизводители могут сами обезопасить себя от подобных проблем в будущем, создав запасы топлива или переоборудовав технику под заправку метаном.

«Ведомости» направили запросы в Минсельхоз и крупнейшие российские нефтяные компании.